Пост Семнадцатого Тамуза

Пост Семнадцатого Тамуза

Уважаемые друзья!

Пост Семнадцатого Тамуза — это один из четырех постов, установленных нашими мудрецами в память о разрушении Иерусалимского Храма. Согласно традиции, в этот день в разные годы происходили трагические события, одно из которых — существенное повреждение городской стены Иерусалима. Начиная с этого воскресенья, мы отсчитываем три траурных недели, продолжающиеся до Девятого Ава. 

Иерусалимский Храм был ядром еврейской жизни, от него исходила вся жизнь евреев в Земле Израиля, а во времена Второго Храма — и за ее пределами. Его разрушение привело к тому, что евреи расселились по всему миру, а между еврейскими общинами возникли серьезные отличия в культуре и обычаях. 

Одно из испытаний нашего изгнания — это сохранение духовного единства народа, несмотря на все различия. И это возможно только если мы признаем, что множественность традиций не умаляет святости ни одной из них. Абсолют власти и единства Всевышнего также не может быть подвергнут сомнению из–за этих различий, потому что мы допускаем, что истина не может принадлежать одному человеку, она заключена в самом Всевышнем. Понимание этого может стать нам подспорьем, может помочь признать свою неправоту и дать себе право на ошибку. Это величайшая смелость, которая позволяет человеку исправляться и сходить с пути разрушения.

Но откуда проистекают наши силы для принятия ошибок? Безусловно, раскаяние — это одна из составляющих пути мира и мудрости, но осознания этого факта зачастую недостаточно, чтобы разрешить себе пойти на признание собственного неверного шага. В этом вопросе мы обращаемся к всепрощению Творца. Именно оно не дает нам потерять веру в еще одну возможность стать лучше, веру в осмысленность наших поступков и жизни. Само слово «евреи» на иврите — «игудим» — созвучно со словом «видуй» — «покаяние». Иными словами, тот факт, что мы называем себя «иегудим», обозначает, что мы народ, способный осознать и исправить свои ошибки.

Вспоминать предпосылки событий, которые привели к нападению на Иерусалим и разрушению Храма, можно в разных ключах. Мы могли бы навсегда невзлюбить тех, кто это сделал, постоянно порицать их имена и ждать, что будет восстановлена справедливость. Мы могли бы предаваться тихой скорби или даже унынию. Однако мы видим, что иудейское понимание духовности и образ мысли предлагают нам совершенно иной смысл траура. В первую очередь, соблюдая траур по бедствиям, настигшим народ Израиля, еврей думает о том, что он сам мог бы сделать для исправления их последствий и возвращения мира в состояние равновесия.

Давая нам импульс к улучшению мира, воспоминания о наших проступках приближают нас к тшуве, к раскаянию. То есть они возвращают нас на путь, указанный Всевышним, как сказано в книге Ваикра: «Тогда покаются они в грехе своем и грехе отцов своих». Следуя Его путям, еврейский народ сумел создать культуру, внутри которой не считается зазорным или постыдным признаваться в своей неправоте. И поэтому решения, которые больше всего приближают нас к Творцу, возникают, когда мы оглядываемся на свои ошибки.

Желаю каждому из вас духовных сил для благих свершений, для создания лучшего мира для ваших близких! Пусть Всевышний благословит вас крепким здоровьем! Легкого поста!

С уважением,
Президент ФЕОР
Раввин А. М. Борода
16.07.2022 / создан / в ,
Комментарии

Комментарии запрещены