Полный Шаббат

Полный Шаббат

«И было на восьмой день…» — так начинается недельная глава «Шмини». В комментарии «Кли Якар» задается вопрос: почему этот день назван восьмым — ведь прежде говорилось о ритуале освящения — длящемся всего семь дней — к которому следующий день уже не относится?

Само по себе число восемь указывает на особое свойство этого дня. Как известно, числа от единицы до семи связаны с материальным миром, а число восемь — со всем, что выше него. Вот и о восьмом дне освящения сказано: «Сегодня Всевышний откроется вам».

Впрочем, «материальность» чисел от единицы до семи нисколько не принижает их, ведь седьмой день — святая суббота. Это не принижает субботу, но подчеркивает, что и святой день покоя был частью семи дней Творения. Но по сравнению с символическим значением «восьмерки» даже суббота, «семерка», подобна будням. Сказанное не только не отвечает на вопрос «Кли якар», но еще больше обостряет его: если таковы свойства восьмого дня, то почему он присовокуплен к семи?!

Мудрецы говорят, что в дни Машиаха на храмовой арфе будет восемь струн. Все наше служение Всевышнему ограничивается семью ступенями, но полное совершенство будет достигнуто только на восьмой. Можно было впасть в ошибку и пренебречь семью ступенями в поисках восьмой. Но нельзя оторвать восьмой день освящения от семи предшествующих и взойти на восьмую ступень, минуя семь нижних.

Обратимся к феномену Шаббата. С одной стороны, это один из семи дней Творения, с другой — он отделен от шести предшествующих и назван святым, а остальные — будничными. Шаббат — день покоя, но покоя активного, о котором сказано: «И будут соблюдать сыны Израиля Шаббат, творя Шаббат (лаасот эт ашабат)…»

Однако Шаббат воспринимается и как символ будущего, мессианского состояния мира, о котором сказано: «День, который весь — Шаббат». Этот аспект не может быть достигнут нашим служением. Он — дар свыше. Именно об этом аспекте Шаббата Всевышний говорит: «Удивительный дар есть в Моей сокровищнице для вас -имя ему Шаббат».

Но дар этот нельзя получить, минуя семь ступеней материального служения. Мудрецы говорят: «Тот, кто потрудится накануне Шаббата, будет есть в Шаббат» (Талмуд, трактат «Авода Зара», 3а).

Восьмой день освящения, день откровения Всевышнего, восьмая ступень служения, восьмой день недели — полный Шаббат — все это выше нашего служения и будет дано в дар Всевышним. Но «получит дар тот, кто потрудится» (трактат «Мегила», 26б).

Проще говоря, чтобы день можно было назвать восьмым, надо наполнить служением семь дней, ему предшествующих.

10.04.2018 / создан / в ,
Комментарии

Комментарии запрещены