Umma ресторан

Бней Ноах в МЕОЦ. Интервью Натальи Зотовой

Тора была дарована народу Израиля не только для евреев: ее заповеди касаются всего человечества, и уроки для Бней Ноах, которые регулярно проходят в МЕОЦ призваны донести их до людей. Поскольку взаимоотношения Творца и народов- Заповеди – изложены в Торе, то для их понимания правильнее всего обращаться к тем, кто уже занимается его изучением. Мы взяли интервью у Натальи Зотовой – одной из кураторов движения Бней Ноах в Москве, которая рассказала нам что привело ее на уроки и как это изменило ее жизнь.

Расскажите немного о себе. Как вас зовут? Чем вы занимаетесь?
Наталья, 37 лет. Коренная москвичка. Окончила экологический факультет РУДН. Работаю при этом в банке специалистом по судебному взысканию долгов. Увлекаюсь историей и танцами. В свободное время перевожу с испанского и четвёртый год учу да никак не выучу иврит. 
 
Как пришли к тому, чтобы посещать уроки Торы для Бней Ноах? Что вас подтолкнуло к этому?
В движение Бней Ноах привел интерес к иудаизму, потребность наладить духовную жизнь. 
 
Как вы узнали об уроках?
Об уроках узнала на сайте МЕОЦ. 
 
Поменялась ли ваша жизнь с обретением духовности? Если да, то как?
Изучение Торы и законов Бней Ноах поставило мой мозг на место, появилась логика в мыслях, словах и поступках, стали лучше отношения в семье и с коллегами. И, что особенно ценно, я сама стала нравиться самой себе.

Синдром отличницы и прочие неврозы как рукой сняло. И, похоже, я наконец-то повзрослела. Полюбила своего ребёнка, стала понимать родителей, стала менее категоричной в суждениях, лучше разбираюсь в мотивации человеческих поступков, чем раньше (подтверждено анализом отношений с людьми, оставшимися в прошлом) . 

Ваши пожелания для тех, кто только в начале пути или ещё не решается прийти на урок?
Пожелание одно – не бояться снова ошибиться и пойти по неверному пути. Случайностей не бывает. Если Б-г привёл вас на эти уроки, значит, это вам нужно, пусть пока и неосознанно. Учитесь каждую свободную минуту. Без знаний нет полноценного служения Творцу. 

В соцсетях модно говорить о “лучшей версии себя”. Продают курсы на эту тему, марафоны. Люди, иудаизм эффективнее! На себе проверила!

________________

Проект Монотеизм

 

Сайт: http://monoteism.ru

Канал YouTube: http://www.youtube.com/c/monoteismru

Группа в Фейсбук: www.facebook.com/groups/bneinoah.moscow

 

Телефоны кураторов:

8 (963) 653-34-60 Сергей

8 (905) 510-67-60 Наталья

8 (977) 392-70-79 Елизавета

27.05.2022 / создан / в ,
От праздника Песах до праздника Шавуот

Из свода “Кицур Шулхан Арух”

1. Во вторую ночь Песаха начинают отсчет дней между праздниками Песах и Шавуот – “Сфират аомер”. Это название напоминает нам об омере – мере ячменной муки, которую во второй день Песаха приносили в Храм как дар Всевышнему. С этого момента разрешалось употреблять зерно нового урожая (см. ниже, гл. 167).

2. 49 дней отделяют первый день Песаха от праздника Шавуот. Тора предписывает вести счет этим дням, поэтому каждый день мы говорим: “Сегодня – такой-то день после принесения омера”.

Автор книги “Сефер ахинух” объясняет, что заповедь “Сфират аомер” призвана подчеркнуть превосходство духовной свободы над физической. Освободившись от египетского рабства, сыны Израиля обрели подлинную свободу лишь тогда, когда, спустя 49 дней после исхода из Египта, получили Тору у горы Синай. Зная, что цель освобождения – получение Торы, они с нетерпением считали, сколько дней прошло и сколько дней еще остается.

Как объясняет Каббала, 49 – это число уровней духовной нечистоты, в которую сыны Израиля погрузились в Египте. В каждый из дней от исхода из Египта и до получения Торы они очищались от одного уровня египетской скверны, и к 50-му дню, дню дарования Торы, все сыны Израиля без исключения окончательно очистились.

Служение Всевышнему в дни “Сфират аомер” в наше время состоит в самоусовершенствовании. Согласно Каббале, душа человека обладает семью основными качествами: добротой, суровостью, способностью воспринимать красоту и др.

Сочетаясь друг с другом в различных вариантах, они определяют все возможные качества человеческого характера, из которых 49 главных – т. е. 7 раз по 7.

Каждое из главных качеств души сочетается со всеми семью по очереди, и в каждый из 49-ти дней “Сфират аомер” мы должны совершенствовать определенные сочетания качеств нашей души. В сидуре указано, какому дню какое из этих сочетаний соответствует, и перед тем, как совершить “Сфират аомер”, следует прочитать эти слова, а во время исполнения заповеди держать в уме их, а также одно слово из молитвы “Ана бехоах”, одно слово из главы 67-й книги Тегилим и одну букву из стиха 5-го этой главы (соответствующую данному дню) – как обозначено в сидуре.

3. В Торе сказано: “И отсчитайте себе… семь недель; полными должны они быть” (Ваикра, 23:15). Мудрецы наши разъясняют, что раз сказано “отсчитайте себе”, значит это обязан делать каждый самостоятельно, не полагаясь на других. Чтобы эти семь недель были, как говорит Тора, “полными”, то и дни этих недель также должны быть полными. Отсюда следует, что отсчитывать дни надо в самом начале ночи, сразу же после молитвы “Маарив” (перед “Алейну”).

4. Перед тем, как совершить “Сфират аомер”, произносят благословение: “…повелевший нам исчислять дни после принесения омера”. Если по каким-либо причинам не совершили “Сфират аомер” в начале ночи, это можно сделать (и произнести благословение) в течение всей ночи до рассвета. Забыли совершить “Сфират аомер” ночью – есть возможность наверстать упущенное в течение дня, но уже без благословения (однако, продолжая считать в последующие дни, благословение произносить надо). Но если не совершили “Сфират аомер” в течение целых суток, то обязаны совершать его во все последующие дни, не произнося при этом благословения (надо постараться услышать его от хазана или другого молящегося и ответить “амен”, имея в виду, что это благословение относится и к собственному отсчету).

5. Начиная со второй недели исчисления следует называть не только день, но и неделю. Например: “Сегодня – десять дней, то есть одна неделя и три дня после принесения омера”.

6. Прежде, чем произнести благословение, надо знать, какой день следует назвать. Однако в крайнем случае, если понадеялись на соседа и повторили число, названное им, заповедь считается исполненной.

7. Тот, кто сомневается, совершил ли он “Сфират аомер” прошлой ночью, не теряет права отсчитывать впредь дни, произнося при этом благословение.

8. Когда вечером, с наступлением сумерек человека спрашивают: “Какой сегодня день после принесения омера?”, то если он сам еще не совершил “Сфират аомер”, ему следует ответить: “Вчера был такой-то день”. Если он ответит прямо, что “сегодня день такой-то”, это будет засчитано ему как совершение “Сфират аомер”, и позже, в “миньяне”, ему уже нельзя будет произнести благословение.

Уже за час до захода солнца нежелательно произносить вслух, какой наступает день после принесения омера. Тем не менее, если на вопрос, какой сегодня день после принесения омера, человек отвечает: “Такой-то день” без слова “сегодня”, это не лишает его возможности совершить затем “Сфират аомер” и произнести благословение.

9. Принято, что от захода солнца до совершения “Сфират аомер” не работают – как мужчины, так и женщины. За полчаса до захода солнца не устраивают также трапезу, даже небольшую; но если трапезу всё же начали, то не обязаны ее прерывать. Однако приступив к трапезе в то время, когда надо совершить “Сфират аомер”, ее обязательно прерывают, чтобы исполнить эту заповедь.

10. В дни, когда совершают “Сфират аомер”, согласно обычаю, соблюдают некоторые элементы траура в память о том, что именно в этот отрезок времени во II в. н. э. погибли 24 000 учеников рабби Акивы и вся духовная жизнь нашего народа оказалось под угрозой. Перечислим важнейшие из обычаев, соблюдаемых в эти дни.

а) Не играют свадеб, но совершают помолвки (воздерживаясь от игры на музыкальных инструментах и от танцев) и тем более занимаются сватовством.

б) Нет запрета устраивать трапезы в честь дорогих гостей и т. п. (однако не играют на музыкальных инструментах и вообще не предаются чрезмерному веселью).

в) Вплоть до кануна праздника Шавуот не стригутся. Однако сандак и моэль, а также отец ребенка имеют право постричься ближе к вечеру накануне дня совершения обрезания.

Тем не менее, согласно указаниям р. Ицхака Луриа-Ашкенази (Аризаль) в дни, когда совершают “Сфират аомер”, никто не должен стричься – даже в Лаг-Баомер (см. ниже, п. 14).

Все же принято в Лаг-Баомер впервые стричь ребенка (если его день рождения выпадает на этот день или предшествующие дни “Сфират аомер”; см. ниже, 136:11-13), так как это считается исполнением заповеди.

Женщины имеют право подстригать в эти дни волосы, выступающие из-под платка или парика. Тем более имеет право стричься женщина, которая готовится к посещению миквэ и обычно стрижет и подбривает волосы.

г) После окончания Песаха вплоть до праздника Шавуот не принято произносить благословения “Шеэхеяну”, поэтому стараются не создавать повода для произнесения этого благословения, т. е. не покупают фруктов нового урожая, не надевают новый костюм и т. п. Однако перед совершением выкупа первенца это благословение произносят.

11. В течение 49 дней, когда совершают “Сфират аомер”, принято изучать трактат Сота, насчитывающий 49 листов, – по одному листу в день.

12. В каждую из суббот в период, когда совершают “Сфират аомер”, принято изучать одну главу из трактата Мишны Авот. Кроме того, принято повторять по одной из шести глав этого трактата также и в последующие субботы вплоть до Рош-Ашана. (Чтобы уложиться в этот отрезок времени, в последние две субботы перед Рош-Ашана изучают по две главы.)

13. 14-е ияра – Песах-Шейни (“Второй Песах”). В те времена, когда в Иерусалиме стоял Храм, в этот день должен был принести пасхальную жертву тот, кто по какой-либо уважительной причине не смог сделать этого в “Первый Песах”, т. е. 14-го нисана. В наши дни Песах-Шейни заключает в себе глубокий нравственный смысл, напоминая нам, что ничто не бывает потеряно безвозвратно: что бы ни случилось, еврей остается евреем и всегда может наверстать упущенное.

В Песах-Шейни можно работать, но в этот день не читают “Таханун” (хотя его читают в “Минхе” предыдущего дня). Согласно обычаю, днем 14-го ияра, а также на его исходе – в ночь на 15-е ияра едят мацу.

14. 18-е ияра, 33-й день “Сфират аомер”, имеет собственное название – Лаг-Баомер. Цифра “33” обозначается еврейскими буквами “ламед” и “гимель”, сокращенно “лаг” – отсюда и название этого дня.

Лаг-Баомер представляет собой исключение из всех дней, когда совершают “Сфират аомер”: в этот день следует как можно больше веселиться в честь величайшего каббалиста всех времен, автора книги “Зогар” рабби Шимона бен Иохая (или бар Йохая, сокращенно – Рашби). В Лаг-Баомер устраивают свадьбы, и, в принципе, разрешается стричься (см., однако, п. 10).

В Стране Израиля в ночь на Лаг-Баомер принято зажигать костры в честь рабби Шимона бен Йохая, а днем – отправляться в местность Мейрон в Верхней Галилее, где он похоронен. Рядом с могилой рабби Шимона молятся, поют, танцуют и веселятся. Согласно обычаю, в этот день едят сладкие плоды стручкового дерева, которые служили единственной пищей рабби Шимону и его сыну, рабби Эльазару во время их 13-летнего пребывания в пещере, где они прятались от римлян. Согласно еще одному обычаю, в Лаг-Баомер дети соревнуются в стрельбе из лука (кешет на иврите) – в память о том, что все время, пока жил рабби Шимон бен Йохай, на небе ни разу не появлялась радуга (также кешет не иврите) – признак сдерживаемого гнева Всевышнего, – так как заслуги рабби Шимона были столь велики, что защищали весь мир.

В последнее время, по инициативе Любавического Ребе, р. Менахема-Мендла Шнеерсона, по всему миру распространился обычай устраивать в Лаг-Баомер детский парад, за которым следует большая программа развлечений.

15. В последнюю субботу перед рош-ходешем месяца сиван, после благословения наступающего месяца читают молитву “Отец милосердный” (в отличие от всех остальных суббот перед наступлением нового месяца) – в память о тех преследованиях, которым подвергли наш народ римляне в дни, когда совершают “Сфират аомер”.

16. С 1-го по 12-е сивана включительно не читают “Таханун”.

Начиная с 3-го сивана, по букве Галахи, разрешается стричься, однако, согласно Каббале, принято не делать этого до самого кануна праздника Шавуот. Но если канун праздника выпадает на субботу, разрешается стричься накануне, в пятницу.

26.05.2022 / создан / в ,
Члены Совета улемов приняли участие в IV Международном Болгарском форуме «Богословское наследие мусульман России»

15-21 мая в г. Болгар состоялся IV Международный Болгарский форум «Богословское наследие мусульман России». Духовное управление мусульман Российской Федерации на мероприятии представили ученый секретарь Совета улемов ДУМ РФ Ильяс Ганиев и член Совета улемов ДУМ РФ, заместитель муфтия Пензенской области по религиозным вопросам Юсеф Бибарсов.

Форум «Богословское наследие мусульман России» является традиционным и проводится с целью объединения интеллектуальных усилий отечественного и зарубежного научного, экспертного и конфессионального сообществ в выработке решений по актуальным вопросам развития мусульманской уммы России. Ежегодно в рамках Форума проходит ряд мероприятий, в частности Международная научно-практическая конференция «V Чтения имени Ш. Марджани «Роль и деятельность фетвотворческих институтов в условиях современных вызовов и угроз». В этом году конференция прошла 18-19 мая с участием богословов, религиозных деятелей России и СНГ. В работе конференции приняли участие и представители Совета улемов ДУМ РФ .

Доклад Ильяса Алиевича был посвящен теме: «Методология издания фетв Высшего Совета по делам религии Турции на примере вопросов брачно-семейных отношений». В ходе выступления он рассказал о разных подходах современного иджтихада ученых Турции как метода вынесения фетв по семейным вопросам. Юсеф Бибарсов в рамках работы секции раскрыл тему «Методология издания фетв в России», в частности он рассказал о результатах деятельности Совета улемов ДУМ РФ за последние 3 года.

Участие в конференции и в Форуме в целом стало для докладчиков и гостей отличной возможностью для обмена опытом между регионами и странами. Завершил работу Форума Международный саммит «Исламское образование в современном мире: вызовы, тренды и возможности».

25.05.2022 / создан / в ,
Муфтий Москвы Ильдар Аляутдинов встретился с послом Афганистана в России

23 мая муфтий Москвы Ильдар Аляутдинов и генеральный директор фонда «Закят» Рифат Измайлов встретились с послом Афганистана в России Гарвалом Джамалом Насиром.

Стороны подвели итоги взаимодействия в Священный месяц Рамадан, в частности, по организации вечера в рамках проекта «Шатер Рамадана». Напомним, в этом году впервые в истории проекта прошёл вечер Афганистана, в рамках которого гости не только знакомились с культурой, историей афганского народа, но и узнали о ряде проблем и сложностей, требующих решения и участия.

В ходе встречи муфтий Москвы и руководитель фонда выразили готовность организовать поездку в Афганистан с целью выявить возможные варианты помощи в виде благотворительных акций. Примечательно, что фонд «Закят» имеет большой опыт в реализации международных проектов. Стороны выразили надежду, что сотрудничество принесет пользу и поможет достичь конкретных результатов.

24.05.2022 / создан / в ,
Резьба по камню…твоего сердца

Месяц Ияр – особый месяц. В течение всех 29 его дней еврейский народ исполняет заповедь «Сфират-аОмер» – отсчёт дней от праздника Пейсах до праздника Шавуот. Смысл данной заповеди – исправление животной души человека и подчинение её божественной душе. Эта идея давно стала лейтмотивом хасидского движения, и поэтому те главы Торы, которые читаются в Ияре принято называть хасидскими. Одной из таких глав является недельная глава «Бехукотай», вот как звучит её первая фраза: «Если по установлениям («бехукотай») Моим будете вы поступать, и заповеди Мои соблюдать, и исполнять их…»

Слово «бехукотай», давшее название нашей главе, происходит от слова «хуким» – установления; законы, исполнение которых не за- висит от нашего понимания их целесообразности – они выполняется беспрекословно. Смысл этих слов в том, что человек должен трудиться, изучая мудрость Творца, прилагать усилия для понимания как письмен- ной, так и устной Торы. Это облегчает победу над своим злым началом и аннулирует само влечение к грехам. Следствием этого является исполнение заповедей. Причём всех заповедей, а не только тех, которые кажутся нам логичными, современными и полезными. Даже «хуким», несмотря на всю их необъяснимость. К ним относятся, например: запрет употреблять в пищу свинину, запрет смешивать в одежде нити шерсти и льна, законы «красной коровы» и другие. Объединяет их то, что в них совершенно никакого рационального смысла. И сколько бы человек ни совершенствовал свой разум, сколько бы ни вдумывался в эти законы – понять в них логику и найти смысл невозможно! Хотя иногда учёные «подбрасывают» нам ту или иную идею, якобы подразумевающуюся в «хуким», но эти идеи весьма далеки от истинной цели данных заповедей: укоренить в евреях страх перед Царской Властью Творца. Мы выполняем их лишь потому, что таково повеление Всевышнего.

Алтер-Ребе – основатель и первый Ребе хасидов ХаБаДа, дополняет это объяснение более глубоким комментарием:

ЧТО НАПИСАНО ПЕРОМ?

Слово «бехукотай» – происходит от слова «хакика» – резьба по камню, сквозное гравирование материала. Именно такая «техника» письма была использована Всевышним на скрижалях завета – буквы были прорезаны насквозь. Этот аспект напоминает нам, что усердие и труд при изучении Торы не должны занимать нас лишь поверхностно (как надпись краской), а должны глубоко затрагивать, брать за душу, врезаться в нас (как резец гравёра).

Чем же ещё отличаются высеченные буквы от букв, написанных на пергаменте?

Прежде всего, буквы написанные – это нечто дополнительное к пергаменту или бумаге. Ведь до написания и чернила (буквы) и бумага существовали, причём, совершенно независимо друг от друга.

Во-вторых, то, как соединены буквы с бумагой – их не сложно стереть, вытравить, соскоблить, в конце концов. Вернув, таким образом, им независимость друг от друга.

Буквы же высеченные в камне просто немыслимы без самого камня, ведь они представляют собой отверстия в скрижалях. Как дырка от бублика не может существовать без бублика, так же и буква, в нашем случае, является тем же предметом, в котором она высечена. Более того, такую надпись невозможно ни вытравить, ни стереть!

ТРИ СТЕПЕНИ НЕСВОБОДЫ

И так, на примере соединения материала с буквами, мы установили три степени «несвободы» еврея от Торы Всевышнего: Степень первая – человек изучает Тору, но остается сам по себе, абсолютно отдельным от неё. Таким мы видим Доега-Эдометянина, у которого слова Торы были лишь на устах. Но при этом: «Я не вмешиваюсь в дела Б-га, пусть и Он не вмешивается в мои дела!»

Степень вторая – человек соединяется с Торой, как «два в одном», как чернила и бумага. Сейчас он со Всевышним, но на сколько прочна эта связь – покажет время. Что прочтут наши внуки на пожелтевшей с годами бумаге, на которой мы – их дедушки и бабушки пытались писать историю наших отношений с Творцом?

Степень третья – еврей не существует без Торы, так же как и Тора без еврея. Вся наша сущность – это и есть Всевышний: Его законы, Его желания, Его мечты. Словно сквозная надпись сделанная гравёром на камне, – она и через тысячелетья читается так же разборчиво, как и в первый день. Примером такого служения служит Мойше-Рабейну, получивший Тору для всех евреев.

СДУВАЯ ПЫЛЬ ВЕКОВ

По этому поводу вспоминается старинная хасидская история:

Изучая природу еврейской души, один раввин пришёл к выводу, что душа еврея напоминает свиток. С годами текст свитка приходит в негодность, но его, зачастую не сложно поправить, для этого свиток относят к сойферу (переписчику) и тот делает необходимый ремонт. Так и душа – принципы и законы иудаизма «написаны» в ней, но со временем надпись стирается и уже ничего не разобрать. Тогда идут к раввину, и он всё исправляет, напоминая еврею забытые фрагменты «текста» его души.

Удивительно красивое сравнение! Ещё более удивительно то, что, услышав эту метафору, Любавичский Ребе с ней категорически не согласился: Душа еврея действительно напоминает текст, но текст не написанный, а вырезанный в камне. Поэтому на скрижалях завета Всевышним была использована именно такая «техника» письма. Такие буквы не «стираются» – в крайнем случае, они могут забиться землёй или их может занести песком. Они станут, невидны, но там – под слоем песка они останутся целыми и невредимыми, как и прежде! Для их «реставрации» совершенно не нужен ни специальный инструмент, ни «дипломированный специалист» – любой ребёнок простой щепкой может очистить их от наносного мусора и обнажить текст надписи.

Так же происходит в душе человека: ежедневная рутина беспощадно заносит пылью бессмертные скрижали еврейской души. Порой, кажется, что в наших сердцах уже давно «ничего не написано». Но это не так – все буквы на месте! Иначе как объяснить, что иногда такие незатейливые вещи, как хороший еврейский анекдот, вкус «на- стоящей» фаршированной рыбы (как у бабушки Сары), голос скрипочки, исполняющей хасидский мотив, – буквально переворачивают нас. И тогда, как со старой каменной глыбы с нас вдруг осыпается нанесённый, чужой мусор, и всему миру предстаёт вечная надпись завета Всевышнего.

ЗА ВАМИ ПРИШЛИ!

Особенно это стало актуально в наши дни, когда у многих наших соплеменников проснулся живой интерес к традиционно еврейскому образу жизни. Казалось бы: зачем может понадобиться доктору экономических наук одевать тфилин, а доценту зажигать субботние свечи? Что за сила подняла нас из пыли, стряхнув напрочь инородные принципы и чуждые идеи? Наше поколение названо в Торе «поступью Машиаха». Это его шаги слышны по всей земле, это он – готовит наш народ к новой жизни – жизни в эпоху Третьего Храма, жизни по Торе и заповедям Творца.

Да произойдёт это вскоре – в наши дни!

По материалам беседы Ребе в субботу главы «Бехукотай» 5722г.(1962г.)

Составитель р. Дов-Бер Байтман

 

23.05.2022 / создан / в ,
Шанс совершить ЧУДО

Сегодня, 18 мая, попечитель Фонда Соломон хочет помочь собрать,как можно больше средств на актуальные сборы!

https://clck.ru/hGxQT
Каждое ваше пожертвование на любой проект нашего Фонда, которое вы сделаете до 23:00 18 мая 2022 г., БУДЕТ УДВОЕНО!

Давайте вместе поможем свершиться сразу нескольким чудесам! Оказывая помощь нуждающимся, мы укрепляем добро и становимся способны изменить чью-то жизнь к лучшему. Расскажите об акции вашим друзьям, возможно именно этого им не хватает, чтобы начать делать добрые дела вместе с Вами.

Переведите любую сумму в поддержку наших актуальных сборов до 23:00 и попечитель нашего Фонда ее удвоит✨

Перехожите по ссылке: https://clck.ru/hGxQT

22.05.2022 / создан / в ,
Полагаться на Всевышенго

ИУДАИЗМ | ТОРА
Раввин Мордехай Вайсберг о недельной главе Торы “Бегар”

Рабби Ханина бен Доса в пятницу вечером заметил, что его дочь чем-то очень расстроена. Выяснилось, что она перепутала масло и уксус, и вместо масла в субботних лампадах оказался уксус.

Папа утешил её и сказал, что нужно полагаться на Всевышнего, пообещав, что тот, кто приказал гореть маслу прикажет гореть и уксусу.

В итоге уксус действительно горел, причём свечи горели весь шабат.

В нашей недельной главе мы видим похожую идею. Получив заповедь о седьмом годе, когда земля должна отдыхать, мы можем задаться вопросом: “Что же мы будем есть в седьмой год, когда обрабатывать землю нельзя?”. В ответ на этот вопрос отвечает нам Тора, что тот кто даёт нам благословение и пропитание 6 лет, даст нам пропитание и в седьмой год.

Шабат шалом.

 

21.05.2022 / создан / в ,
Моменты недели – глава Беѓар

Удивительный танец / Проектировать должны те, кто в теме / Шия стрижет маленького Шию / Папа смотрит с небес

1. Счастлив взирающий на бедного
Мы сидели с несколькими близкими друзьями возле горы Мерон под звуки чудесных мелодий, раздававшихся с горы, и один из них поделился недавней историей. Одному из его родственников сделали сложную операцию: ему были вынуждены ампутировать часть ноги, чтобы спасти жизнь. Даже спустя несколько недель он еще не оправился душевно от этого переживания. Его родственники празднуют семейное торжество, а он лежит в депрессии и не может найти в себе силы, чтобы поехать туда.
Вдруг в дверь стучатся. Входит некий еврей и говорит, что его послал к больному такой-то известный раввин. И не сказав ни слова, начинает танцевать! Через несколько минут хозяин спрашивает, что это всё означает, и гость – как будто только и ждал этого вопроса – приподнимает штанины своих брюк и показывает, что они прикрывают два протеза.
Человек, лежавший в постели, все понял. Он сердечно поблагодарил неожиданного гостя и обратился к жене: «Закажи такси!» С ее помощью он оделся, и они оба отправились на семейное торжество. С этого начался процесс душевного восстановления, с пониманием того, что любую трудность можно и нужно преодолеть, и зависит это только от воли и веры.

2. Подумай, прежде чем действовать
Не надо быть великим ученым или обученным экспертом, чтобы распознать места, спланированные и спроектированные людьми, которые живут интересами этого места и знают различные нюансы.
Предположим, я захожу в синагогу и с первого взгляда понимаю, был ли архитектор евреем, который регулярно молится в синагоге, или он много учился для получения степени, но не живет жизнью синагоги и не знает ее потребностей. Например, раковина для омовения рук должна быть возле входа, чтобы молящиеся могли омывать руки перед каждой молитвой, как это предусмотрено ѓалахой; доска объявлений о времени молитвы должна находиться в удобном месте; недалеко от входа должны быть полки с сидурами; в течение всего дня синагога должна быть правильно освещена – без слепящего солнца и без затененных углов – чтобы там можно было учить Тору; в удобном месте должен находиться кофейный уголок; и многое другое.
Об этом я подумал вчера, когда был на горе Мерон. Опять свалка, опять давка… Контрольно-пропускные пункты были сломаны, разделительные заборы упали, и все договоренности, над которыми работали специалисты в полиции в течение последнего месяца, рухнули вместе с ограждениями. Намерения были благими, бюджет вырос неимоверно, но вместо того, чтобы взять для проектирования «местных», тех, у кого гора Мерон «в крови» – наняли специалистов для мероприятий другого рода и другого населения. Вот и случилась «тщательно подготовленная неудача».
Надеюсь, что соответствующие люди усвоили этот урок и в следующем году будут готовиться к празднику по-другому, профессионально и неравнодушно.

3. Образцовое гостеприимство

«Когда мне выпала честь быть на Святой земле, и я был — как как говорят хасиды в Стране Израиля — “с рабби Шимоном бар Йохаем и мудрецами «Идра Кадиша»”, я слышал, как говорят: Мерон — радостное место. Приходя на Мерон, становишься сильнее». Так писал Ребе Раяц. И ещё он слышал на Мероне фразу: «Рашби — радостный ребе…».
Одна из составляющих радости – это, без сомнения, вкусная еда и питье. И на протяжении многих поколений добрые люди с искренней любовью кормили паломников, прибывающих со всего мира.
Я шел тропами и дорогами, ведущими к горе Мерон, и, как и каждый год на протяжении десятилетий, мое сердце переполнялось волнением, когда я видел изобилие еды, предлагаемой паломникам бесплатно, её растущее качество и разнообразие.
Радость рабби Шимона бар Йохая, подобной которой нет нигде в мире.

Фото недели: Опшерниш на Мероне
Я помню, что еще несколько лет назад те родители, что привозили детей на Мерон для «халаке» – их первой стрижки – делали это в Лаг ба-омер днем. Теперь народу стало приходить столько, что многие исполняют этот обычай вечером, сразу после большого зажигания на крыше циюна рабби Шимона бар Йохая. Родители достают ножницы и предоставляют родственникам и друзьям честь начать стрижку своего трехлетнего сына, с радостью исполняя древний обычай.
И вот я встретил своего племянника, держащего на руках своего старшего сына в маленьком «штраймле», специально сшитом для него, и в красивом костюмчике. Мне оказывают честь срезать с него прядь волос. А зовут мальчика Шия! Другой брат берет мой телефон и снимает этот волнующий момент.
Прошлой ночью, на исходе праздника, я снова был на крыше циюна рабби Шимона бар Йохая, и встретил одного из моих дядей, радостно танцующего в маленьком кругу, в центре которого – два пожилых человека в праздничной одежде. Они держат другого трехлетнего мальчика. «Это племянник моей жены. Его отец погиб на горе Мерон в прошлом году. Помните страшную катастрофу, случившуюся здесь год назад – обрушение трибуны и сорок пять погибших? Маленького сироту держат и с ним танцуют два его деда».
Искры костра поднимались вверх, и я уверен, что отец этого мальчика видит сейчас этот танец, благословляет его и молит Всевышнего об ускорении истинного и полного Избавления и о воскрешении мертвых.

Гут шабес
Шия

21.05.2022 / создан / в ,
Раввин Берл Лазар поздравил еврейскую общину с праздником Лаг ба-Омер

 В обращении раввина говорится:

«Дорогие друзья!

Сегодня мы отмечаем Лаг ба-Омер – праздник единства, один из самых веселых наших праздников. Он связан с двумя историческими датами – окончанием эпидемии, которая случилась во времена рабби Акивы, и уходом из этого мира другого выдающегося законоучителя, Шимона бар-Йохая – автора книги «Зоар» и основоположника Кабалы.

На первый взгляд, причина для веселья выглядит несколько странно. Ну, допустим, окончание эпидемии это повод облегченно вздохнуть – пусть случилась трагедия, но она хотя бы осталась в прошлом. Но смерть великого раввина, знатока Торы – какая тут радость? Что тут праздновать?

Да и само учение Шимона бар-Йохая несет в себе немало загадок. Например, в Талмуде мы читаем его слова, что он может освободить любого человека от Б-жьего суда и наказания. Как это понимать? Если Б-г видит грех, заслуживающий наказания – как человек может отменить приговор небес?!

На самом деле, у многих людей нет четкого понимания, что такое Кабала и в чем суть учения Шимона бар-Йохая. Мы все стараемся учить Тору, раскрывать для себя смыслы каждого положения этой величайшей книги всех времен. Но в каждом тексте Торы есть явные смыслы и есть смыслы тайные, сокрытые от нас. Именно нахождению этих тайных смыслов посвящена Кабала. Задача человека – раскрыть сущность каждого предмета, каждого творения Б-жьего, в том числе, разумеется, сущность тайную, невидную нашим глазам. Раскрыть – и по максимуму реализовать позитив, заключенный в этой сущности.

Именно в этом смысл слов раввина бар-Йохая об «освобождении от суда и наказания». Его взгляд, вооруженный учением Кабалы, проникал в самые глубины человеческой души, и находил там позитив – ведь душа это дар Б-жий, она по природе своей ориентирована на добро. Другое дело, что человек, будь то по незнанию или повинуясь внешним обстоятельствам, порой действует вопреки своей душе! И наша задача – вернуть человека к истинным велениям его души, убедить использовать свой позитивный потенциал. Тогда, естественно, не будет речи ни о суде, ни, тем более, о наказании.

Что же касается годовщины смерти праведника – сам рабби Шимон просил, чтобы в день его ухода из этого мира люди веселились и праздновали. Смерть тела, учил он, это возвращение души к Б-гу, повод для радости, а не для печали. Поэтому с того времени и вплоть до нашего времени десятки тысяч евреев со всего мира приезжают в день Лаг ба-Омер в Мерон, место упокоения учителя, разжигают праздничные костры и танцуют. Они веселы, потому что понимают, что радость этой жизни зависит в первую очередь от нас самих, от нашей способности раскрыть позитив в каждом человеке, в каждой ситуации.

Конечно, не у всех сегодня есть возможность понимать и изучать Кабалу. Но хасидизм реально готовит нас к тому, чтобы ощутить тайны Торы, чтобы сделать их неотъемлемой частью нашего мироощущения. И так мы приближаемся к тому учению, которое подарил нам р. Шимон бар-Йохай и которое украшает нашу жизнь, делает ее еще богаче!».

 

Справка. История праздника Лаг ба Омер

 

Лаг ба Омер (дословно – 33-й день омера) отмечается на 33-ий день омера (18 день месяца ияра по еврейскому календарю), семинедельного периода между праздниками Песах и Шавуот. Это единственный день на протяжении омера, когда отменяются запреты бракосочетания, стрижки и бритья, ношения новой одежды.

По преданию, в этот день прекратилась страшная эпидемия, унесшая многих учеников рабби Акивы, одного из выдающихся законоучителей, жившего на рубеже I – II веков. С XVI в. эта дата считается также годовщиной смерти его ученика – рабби Шимона Бар-Йохая, автора основной книги Кабалы – трактата «Зоар». Этот день отмечается массовым паломничеством к предполагаемым могилам рабби Шимона Бар-Йохая и его сына у горы Мерон неподалеку от Цфата.

В память о восстании против римлян в Иудее в 132–135 гг. под предводительством Бар-Кохбы, в котором, видимо, участвовали ученики рабби Акивы, в Лаг-Баомер существует традиция детских игр с луком и стрелами на открытом воздухе.

 

20.05.2022 / создан / в ,
Лаг баОмер 2022 в МЕОЦ

Вчера звуки барабанов разносились по всему району Марьиной рощи. Это оркестр мальчиков из еврейской школы «Месивта» сплоченно маршировал набивая воодушевляющий ритм. Данная традиция установленная Любавическим Ребе призвана напомнить нам о единстве нашего народа в самый яркий праздник Лаг баОмер, который мы весело встретили на территории еврейского музея. 

С торжественной речью выступил главный раввин России Берл Лазар. Он поздравил всех присутствующих с этим важным праздников и напомнил ее историю, ведущую свое происхождение от времен великих еврейских мудрецов рабби Акивы и Шимона бар Иохая. Напомнив слова рава Шимона о том, что если евреи будут любить друг друга, то их дела будут идти лучше, главный раввин России подчеркнул, что “Когда Б-г видит, что мы едины, то он дает гораздо больше наград”.

После бодрого марша и веселых песен все присутствующие собрались, чтобы зажечь огонь, как на то предписывает традиция праздника. Каждый мог внести свой вклад и влить в костер немного масла, поддерживая пламя. В едином порыве все танцевали и радовались, а затем состоялась вкусная трапеза и праздничный Лехаим!

Желаем вам мира, добра, тепла и благополучия!

2D5E13D9-53E6-48E3-850C-A714DF2FCF53
0BD58BE2-D931-4239-A6A4-728FCC0F2996
0F07D0B5-6655-4A70-B9A8-BAE351938782
59BE3D35-8842-442D-8D68-F2995F77D2E2_1_201_a
40CD4E37-E2A6-4358-9977-D4BE746668EB
84557C14-DD92-4170-A863-82A9D4E6AD90_1_201_a
79377157-AF2B-4735-90B4-17650544DD98

20.05.2022 / создан / в ,