Б-г под вопросом

“И вернулся Моше к Б-гу и сказал: “Г-сподь! Зачем сделал Ты зло этому народу?..”” (Шмот, 5:22)

После того, как Моше, по велению Всевышнего, потребовал от фараона отпустить евреев, тот не только не подчинился, но и ужесточил условия их рабского труда. Видя это, Моше спрашивает Б-га, зачем Он послал его в Египет с этой миссией, если таков ее результат.

По сути, Моше, задавая вопрос, не ставит под сомнение справедливость Творца, но лишь пытается ее постичь. И Моше, и весь еврейский народ унаследовали веру в Б-га от праотцов. Но как бы ни сильна была эта вера, чтобы освободиться из Египта и удостоиться дарования Торы, евреям было недостаточно, чтобы их отношения со Всевышним были только наследием, полученным от предков. Они должны были сделать их своими собственными. Лишь будучи усвоенной и став собственным достоянием человека, вера в состоянии наполнить все его существо.

И как ни странно, трансформировать унаследованную веру в собственное достояние можно, задавая вопросы. Не в силу сомнений и не ради того, чтобы просто спросить, а с целью обрести понимание.

Поэтому, в ответ на желание Моше понять пути Творца, Б-г раскрывает ему, что целью изгнания было сделать возможным для людей достижение такого уровня Б-жественного сознания, который недоступен, если полагаться лишь на наследие праотцов [1].

ПРИМЕЧАНИЯ
 
1. «Ликутей Сихот», т. 16, с. 51.
05.01.2018 / создан / в ,
Представители Московского Патриархата встретились с Блаженнейшим Патриархом Антиохийским Иоанном X

Дамаск, 3 января 2018 г.

    

1 января 2018 года Блаженнейший Патриарх Великой Антиохии и всего Востока Иоанн X принял в своей резиденции в Дамаске представителей Патриарха Московского и всея Руси — игумена Арсения (Соколова), представляющего Русскую Православную Церковь при Антиохийском Патриаршем престоле, и иерея Виктора Кулагу, представителя Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Александрийском и всея Африки, сообщает Патриархия.ru.

Блаженнейший Патриарх Иоанн поздравил игумена Арсения с возобновлением работы Представительства Русской Православной Церкви в Дамаске (после временного пребывания в Бейруте) и пожелал ему помощи Божией в служении в сирийской столице.

В ходе беседы обсуждались вопросы расширения академических связей между Русской и Антиохийской Православными Церквами. В настоящее время три студента из Антиохийского Патриархата проходят обучение в учебных заведениях Русской Православной Церкви. В свою очередь, две выпускницы Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университетаобучаются в магистратуре Богословского института имени преподобного Иоанна Дамаскина при Баламандском университете в Ливане.

По благословению Блаженнейшего Патриарха Иоанна летом 2018 года пятнадцать студентов-богословов из этого института будут направлены в Россию на интенсивные курсы русского языка.

Блаженнейший Патриарх тепло приветствовал гостей Представительства Русской Православной Церкви в Дамаске — иерея Виктора и его супругу Татьяну — и пожелал успехов в их нелегком служении в Египте.

В тот же день в здании Патриархии состоялись встречи представителей Московского Патриархата с епископом Селевкийским Ефремом, викарием Блаженнейшего Патриарха Иоанна, заведующим Патриаршей канцелярией, и епископом Седнайским Лукой. Игумен Арсений подарил епископам Ефрему и Луке книги Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «Свобода и ответственность: в поисках гармонии» на арабском языке, сообщает сайт Представительства.

04.01.2018 / создан / в ,
Всегда мечтали выучить немецкий? Время пришло.

Клуб любителей немецкого языка

Вы сможете сдать экзамен в институте им. Гете для получения сертификата GOETHE-ZERTIFIKAТ A1/А2, В1/В2

Вы с легкостью заведете беседы  на любые темы.

Вы сможете вести дружескую и деловую переписку.

Ведущая – выпускница Лейпцигского университета, кандидат наук.

Собрания клуба можно совмещать с работой и/или учебой.

Ждем Вас на занятиях!

Запись и дополнительная информация:

Телефон: +7 (495) 645-50-00, доб. 301 
E-mail: 301@mjcc.ru 
Офис: 301 в МЕОЦ

 

04.01.2018 / создан / в ,
Танец принцессы

В этот вечер я была несколько подавлена. Я очень устала, чувствовала себя загнанной, толстой и недооцененной. У меня не было совершенно никакого настроения идти куда-то, но я была слишком ответственной ученицей курсов восточных танцев, проходивших каждую неделю в среду вечером, и несмотря на то, что мой разум умолял меня передумать, я знала, что мое тело обязательно поблагодарит меня позже. По опыту я знала, что я могу прийти в класс в плохом настроении, но я никогда не уйду оттуда печальной. Так что я набросила на себя одежду, отражавшую мое унылое настроение, и отправилась на свой урок танцев.

Я обожаю эти уроки! Они заполняют пустоту творческой составляющей моей жизни. И я обожаю свою преподавательницу. Она – воплощение красоты. Я могу наблюдать за ней часами. Она самая грациозная и гибкая танцовщица из всех, кого я когда-либо видела. Она выглядит так, что ее именем должно было бы быть Жасмин или Клеопатра, но ее имя переводится с иврита как «дар Б-жий», что, по правде говоря, идеально ей подходит. Ее наставничество далеко выходит за рамки объяснения техники танца. Она относится к движению как к медитации и стимулирует наше стремление к достижению красоты движения во всех сферах нашей жизни.

Но именно в тот вечер я чувствовала себя неуклюжей, как внутри, так и снаружи. И в довершение ко всему она принесла на занятие огромное зеркало, чтобы было проще сосредоточиться на отрабатываемых нами движениях. Обычно я не имею ничего против того, чтобы смотреть на себя в зеркало, но в тот вечер я буквально не могла себя заставить. Мне казалось, что все в классе одеты лучше, чем я, двигаются более плавно и вообще получают больше удовольствия. Этот вид танцев чествует тело и подчеркивает красоту естественных движений, вне зависимости от формы и размера, но все, что я могла видеть – это болтающийся в поношенной футболке послеродовой живот. Не очень-то соответствует образу грациозной красоты.

Моя преподавательница заметила мои кривляния в зеркало и спросила меня, где я витаю. «Я чувствую себя такой некрасивой сегодня», — вырвалось у меня. Она пристально посмотрела на меня, а затем взяла меня за руку и вывела в центр зала. Поменяв диск, она скрылась за зеркалом.

— Сегодня вы все принцессы… повторяйте за мной.

Под звук арабских барабанов, резкой отбивавших экзотический ритм, она торжественно надела красную бархатную диадему, украшенную золотым бисером, и продемонстрировала нам нашу задачу. Нужно было надеть диадему и пройти на мысочках по кругу с высоко поднятой грудью и разведенными в стороны руками. Мы должны были поприветствовать взглядом каждую женщину в кругу, затем перейти в центр круга и сымпровизировать танец принцессы в ритме и настроении, задаваемом барабанами.

Каждая женщина в классе должна была сделать это и затем передать корону следующей. Это было обязательно. Обязательным было также поддержание визуального контакта, к тому же нам было сказано не переусердствовать и не устраивать из происходящего фарса, а стремиться к полному принятию образа истиной принцессы. Уверенная. Царственная. Простая. Красивая.

«Принцессы не выказывают напряжения. Пусть ваши движения будут изящными и легкими», — учила она. — «Встаньте прямо, поверьте, что вы достойны трона. Вы – дочери Царя».

Честно говоря, в тот момент я не чувствовала себя супер-принцессой. Я бы предпочла просто посмотреть, как все остальные вышагивают словно павы. Но я тем не менее сделала это. И как же я рада, что сделала!

Я не могу вспомнить, чтобы я когда-нибудь надевала диадему в комнате полной взрослых женщин и изображала принцессу под музыкальный аккомпанемент. Это было настолько раскрепощающим. Так окрыляло и наполняло красотой. Я смущалась и нервничала, когда настал мой черед, но лица женщин, которых я приветствовала, помогли мне немного забыться. Когда мой проход подошел к концу, я передала корону и смотрела, как другие женщины наполняются королевским достоинством прямо у меня на глазах. Это было одно из самых сильных переживаний в моей жизни.

Женщины всех возрастов, форм и размеров расцветали и раскрывались со своих лучших, царственных и элегантных сторон. Опоясанные уверенностью, грацией, изяществом, шиком и смыслом, эти женщины – совсем, кстати, не фантастические танцовщицы – превратились в идеальных принцесс.

Это была потрясающая терапия. Мое внимание переместилось с тела на душу. При помощи своего тела я превратилась из сопливой мамочки в «Принцессу Сару», чашу души, чтобы почувствовать Его и поблагодарить Его при помощи своего танца. Это так преображало, я чувствовала себя настоящей Царицей Эстер.

Довольно часто я чувствую себя оторванной от своего внутреннего «я». Я забываю, что происхожу из старинного царского рода… Сара, Рахель, Ривка, Лея, Эстер… этот танец напомнил мне, как добраться до этого места внутри себя. Когда я нахожусь в состоянии Принцессы (я говорю сейчас о дочери «Царя царей», а не о Спящей красавице), я не только сама чувствую уверенность и предназначение, но также распространяю их вокруг себя. Истинная принцесса возвышает свое окружение, она поднимает своих людей, она – уверенный и самоотверженный лидер.

Вы не поверите, но после того вечера я потратилась и купила домой несколько лишних диадем, чтобы на всякий случай держать их под рукой. И у меня больше не возникает вопроса, какой костюм выбрать на Пурим. В конце концов каждая из нас, женщин – Дочь Царя. Мы должны всегда помнить и хранить в сердце этот простой и удивительный факт.

Перевод Анны Каллер

03.01.2018 / создан / в ,
ФИЛЬМ «МАКАРОНЫ» ИТАЛИЯ 1985 Г.

Американский бизнесмен, разочарованный семейными заботами, спустя 40 лет возвращается в Неаполь, где в 1945 году, будучи солдатом, он освобождал этот город от фашистов. Герой знакомится с милым и странноватым мужчиной, который рассказывает, что все эти 40 лет писал от имени этого бизнесмена письма своей сестре, сокрушавшейся, что больше не увидит того американского солдата. Этот фильм о дружбе, доброте и человечности, о том, чего во все времена так не хватало людям, чтобы быть счастливыми. В главных ролях — Джек Леммон и Марчелло Мастрояни

 

макароны (копия)

03.01.2018 / создан / в ,
Начат прием рукописей на конкурс произведений, посвященных подвигу новомучеников

Москва, 2 января 2018 г.

    

1 января 2018 года Издательский Совет Русской Православной Церкви объявил об открытии конкурса на «Лучшее не публиковавшееся ранее художественное произведение по теме подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской», сообщает Патриархия.ru.

Конкурс проводится по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Прием рукописей и документов на конкурс будет проходить до 31 августа. Рукописи и документы можно подать в электронном виде на сайте http://konkurs.izdatsovet.ru.

Конкурс учрежден Издательским Советом в рамках реализации общецерковной задачи развития почитания памяти новомучеников. Цель конкурса — создание новых литературных художественных произведений, раскрывающих личностный подвиг веры новомучеников и исповедников Церкви Русской. Партнером в проведении конкурса выступает издательство «Никея». Для награждения победителей учреждается специальная номинация в рамках открытого конкурса изданий «Просвещение через книгу».

03.01.2018 / создан / в ,
Возобновлено регулярное богослужние в Представтельстве Русской Церкви в Дамаске

Дамаск, 2 января 2017 г.

31 декабря 2017 года, в Неделю святых отец в храме в честь священномученика Игнатия Богоносца, расположенном в Представительстве Русской Православной Церкви в Дамаске, была совершена Божественная литургия.

    

Богослужение совершили представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Великой Антиохии и всего Востока игумен Арсений (Соколов) и представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Александрийском и всея Африки иерей Виктор Кулага, совершающий поездку по Ближнему Востоку. После евангельского чтения отец Виктор произнес проповедь. Клиросное пение возглавила супруга отца Виктора Татьяна Кулага. На богослужение собрались чада Русской Православной Церкви, проживающие в сирийской столице.

По завершении литургии отец Арсений поздравил гостей Представительства и прихожан с Неделей святых отец и с наступающим Рождеством Христовым и сообщил им, что в связи с возвращением работы Представительства Русской Православной Церкви из Бейрута в Дамаск богослужения в храме Представительства будут впредь регулярными.

    

Затем в зале приемов Представительства состоялось праздничное чаепитие.

29 декабря отец Арсений и гости Представительства совершили паломническую поездку в пригороды Дамаска Маалюлю и Седнайю и посетили расположенные в них монастыри Антиохийской Православной Церкви.

03.01.2018 / создан / в ,
Мы выбираем… нас выбирают

В главе «Шмот» можно найти дну из самых загадочных фраз в Торе. Моше говорит Б-гу: «Вот я приду к сынам Израиля и скажу им: Б-г ваших отцов послал меня к вам». И скажут они мне: «Как Имя Его?» – Что скажу им?» И сказал Б-г Моше: «Я буду, кем Я буду…»

Принято единогласно!

Не правда ли, весьма странный ответ? Вот как объясняет его рабби Йоханан: «Я буду Б-гом не насильно, а только над теми, которые примут Меня Б-гом. Если же кто-то не захочет принять на себя Мою власть – его право отказаться».

И, тем не менее, мы видим, что при выходе из Египта были люди, которых освободили против их воли. А также были и те, кто, отказавшись покинуть Египет, погибли во время казни тьмы. Как же эти факты увязать с тем, что у человека всегда должна быть свобода выбора? Например, признавать или не признавать Всевышнего Хозяином мира, зависит от самого человека. Но в нашем случае одни не хотели уходить, и Всевышний их вывел насильно, другие же не желали покидать Египет – и Он их за это умертвил. О какой же свободе выбора тут идет речь?!

Какой ни есть, а он — родня!

В этой же главе мы читаем: «Так сказал Б-г: «Сын Мой, первенец Мой Израиль… Отпусти Моего сына…»» Из этого видно, что причиной освобождения евреев из Египта является отцовская привязанность Всевышнего к еврейскому народу. Получается, что каждый еврей, включая самого «незначительного», попадает под определение «сына Б-га». А связь отца и сына заложена в сущности их природы. Она не может исчезнуть или измениться, как сказано в Талмуде1: «В любом случае вы называетесь Моими детьми, и, поэтому заменить вас на другой народ Я не могу!»

Другими словами, изгнание – Галут – это такая ситуация, когда евреи перестают ощущать себя сыновьями Всевышнего. Напротив того, Геула – Освобождение – это возобновление этого ощущения. И здесь действительно никакой свободы выбора нет ни у нас, ни (как бы) у Него!

Торг здесь неуместен!

Перед самым Исходом (во время Десяти Казней) Всевышний пытается пробудить евреев от «спячки» — от иллюзии того, что они с Б-гом чужие друг другу, то есть пытается разбудить в них сыновние чувства к Отцу. И хотя это единственно верное решение, здесь действительно проявляется свобода выбора сынов Израиля. Нашлись те, кто уже ощутил себя детьми Б-га, но еще не решился покинуть привычную обстановку рабства – таких нужно выводить из Египта силой. Но с другой стороны, сказали наши мудрецы: «Всякому, кто хочет допустить ошибку, Творец предоставляет такую возможность». Поэтому нашлись и такие евреи, которые ощутили свою связь с Отцом, но намеренно восстали против Него и Его законов и отказались выходить из Египта – такие погибли во время «египетской тьмы».

Всеобщее Избавление

Евреи пробуждаются ото сна и признают Всевышнего своим Отцом. Кроме того, обратим внимание на то, что в наши дни среди евреев не встретишь таких, кто бы преднамеренно, со злым умыслом нарушал заповеди Б-га. И если даже происходит нарушение законов Торы, то лишь из-за непонимания их важности и незнания правил их исполнения. А значит, в отличие от Египта, в наши дни будут спасены все без исключения. Именно по этой причине, грядущее Освобождение – Геула – названа нашими мудрецами настоящим и всеобщим Избавлением.

По материалам бесед в субботу главы «Шмот», «Ликутей Сихот», том 11.

Обработка и перевод Д. Б. Байтмана

02.01.2018 / создан / в ,
Святейший Патриарх Кирилл совершил молебное пение на новолетие

Москва, 1 января 2017 г.

    

Вечером 31 декабря 2017 года, в канун Нового года, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил молебное пение на новолетие в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве, совершает Патриархия.ru.

Перед началом новогоднего молебна Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

По установившемуся обычаю в преддверии гражданского Нового года мы собираемся в храмах Божиих для того, чтобы совершить молебен перед началом нового лета Божией благости. Конечно, вступление в новый год — это пересечение некоей очень условной черты, но условности необходимы, потому что они создают определенную систему, в которой живет человек. Вот и время, которое отсчитывается днями нашего календаря, реализуется в человеческой жизни через эти условности, и поэтому каждый человек относится к ним с большим вниманием. Этим и обусловлено то, что в канун гражданского Нового года в церкви совершается молебен, в котором испрашивается благословение Божие на предстоящий год.

Минувший год не был легким, как и вообще редко в истории нашего Отечества бывали легкие годы. Но вместе с тем, оценивая минувшее лето, мы можем сказать, что оно действительно было летом Божией благости. Несмотря на очень непростые внешние условия бытия нашего Отечества, страна развивалась. Конечно, у каждого есть своя субъективная оценка прошедшего года. Кто-то скажет: это был самый счастливый год в моей жизни, кто-то, напротив, что год был самый несчастный, но общее настроение людей, насколько сегодня можно судить, положительное. Люди свидетельствуют о том, что жизнь идет вперед, что Отечество наше, несмотря на трудности, развивается, и эта оптимистическая оценка минувшего года есть некая усредненная оценка, присущая нашему народу.

Тем не менее, у каждого есть, как я уже сказал, своя оценка уходящего года. Кто-то вспоминает минувшие дни с горечью, кто-то — с великой радостью. Но тот факт, что мы живы, здоровы и собрались в храме, уже свидетельствует о Божественной благости. И потому, переступая черту прошедшего и наступающего годов, мы должны в первую очередь возблагодарить Господа за все, что с нами было. За радости и за скорби, за победы и, может быть, за поражения, если у кого-то они были. Ведь если эти поражения не выбили нас из жизненной колеи, значит, Господь для чего-то проводит нас и через такие испытания.

Что же касается будущего года, то мы не знаем, каким он будет. Существуют экономические и политические прогнозы, но они относятся к будущему всей страны. А ведь у каждого свой собственный путь, и на этом пути могут быть и взлеты, и падения, и победы, и поражения, и радости, и скорби. Поэтому есть о чем помолиться в канун наступающего Нового года. Помолиться об Отечестве нашем, — чтобы Господь оградил страну нашу от всяких наветов вражьих; чтобы Господь дал мир и благополучие; чтобы никакие события внутри страны не поколебали нас, не создали новых трещин в общественной жизни, не привели страну в состояние смятения. Дай Бог, чтобы все события, которые нам предстоит пережить, содействовали укреплению нашего народа, усилению того, что мы можем назвать светским словом «солидарность». Потому что без солидарности народ рассыпается, становится неспособным встречать совместно испытания жизни. И, конечно, нам нужно помолиться о том, чтобы Господь милостью Своей не оставлял наше Отечество, чтобы вера православная укреплялась, чтобы молодежь наша и дети возрастали в мудрости, в любви, в чистоте, в вере. А на этом пути, помимо собственных усилий, нам нужна Божия помощь.

В канун Нового года мы приветствуем друг друга с пожеланиями нового счастья. Слово «счастье» всегда присутствует в этих поздравлениях. Конечно, внешние условия влияют на то, чтобы человек чувствовал себя счастливым. Но мы знаем, что нередко в одних и тех же условиях мы испытываем и радость, и скорбь, и счастье, и несчастье. Если повнимательнее посмотреть к тому, что происходит в нашей жизни, то мы можем ясно понять, что состояние счастья — это то, что внутри нас. И ведь каждый на опыте знает, что это так.

Тогда что же такое счастье? Это состояние духа. Если дух мирный, если в сердце присутствует любовь, то и внешняя картина предстоит нам в иных красках, нежели тогда, когда в сердце скорбь, горечь и болезнь. Это внутреннее духовное состояние и является решающим в определении того, что есть счастье. Конечно, внутренняя жизнь зависит от внешних обстоятельств, но не внешние обстоятельства определяют внутреннее состояние человека, а в первую очередь он сам. Но не только сам человек, потому что духовная жизнь является тем местом приложения Божественной силы, которая и преобразует немощь в силу, неудовлетворенность в удовлетворение, скорбь — в радость. Другими словами, Божественная благодать является источником нашего счастья, и если Бог прикасается к человеческой душе, то внешние обстоятельства перестают играть решающую роль в определении того, что есть счастье.

Это совсем не означает, что люди не должны работать над преобразованием окружающего их мира — конечно, должны. Собственно, все только этим и занимаются, и большая часть времени уходит на то, чтобы сделать для себя, для родных, близких, для окружающих нас такое, что привело бы мир и нас самих к лучшим условиям бытия. Но главная сила, преобразующая внутреннюю жизнь человека, — это Божия благодать. А если внутри, как результат Божественной благодати, — мир, радость, любовь, то, что мы называем человеческим счастьем, то и окружающая жизнь становится совсем иной. И какие же силы появляются у человека, чтобы работать для преобразования этой окружающей жизни в лучшую сторону, с большими усилиями и большим результатом!

Религиозный человек тем и отличается от нерелигиозного, что он верит в способность воспринимать Божественную силу, то есть способность воспринимать некие исходящие извне импульсы, достигающие человеческого сознания и человеческого сердца. Мы называем эти силы Божественной энергией или силой благодати. Давайте помолимся, чтобы Господь в первую очередь укреплял нашу веру, укреплял нас в молитве, открывал наши сердца навстречу Божественной благодати, чтобы мы, чувствуя присутствие Бога в своей жизни, становились действительно счастливыми людьми, чтобы у нас вырастали крылья и давали возможность не только развиваться нам самим внутренне, восходя к небу, но и изменять к лучшему мир вокруг нас и работать достойно для того, чтобы люди, которые нас окружают, все более и более открывались навстречу силе Божественной благодати. И пусть Господь поможет всем нам, укрепит нашу Церковь в великом служении тому, о чем я только что сказал в нескольких словах. Чтобы Господь благословил Отечество наше, всю историческую Русь, чтобы примирил народы, — особенно я имею в виду Украину, наших братьев и сестер, страдающих от гражданского конфликта; чтобы воцарился мир на просторах исторической Руси, и чтобы в мире мятущемся и страдающем было больше справедливости, света и правды. И да поможет нам Господь в предстоящее лето Его благости совершить все, что мы должны совершить, — чтобы мы и мир становились лучше. Аминь».

    

При совершении молебна Его Святейшеству сослужили: архиепископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Дмитровский Феофилакт, наместник Андреевского ставропигиального монастыря; епископ Подольский Тихон, управляющий Берлинской епархией; епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению; епископ Воскресенский Савва, первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря; епископ Балашихинский Николай; епископ Егорьевский Тихон, председатель Патриаршего совета по культуре, наместник Сретенского ставропигиального монастыря; епископ Бронницкий Парамон, наместник Донского ставропигиального монастыря; епископ Люберецкий Серафим, председатель Синодального отдела по делам молодежи; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; московское духовенство.

Богослужебные песнопения исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент И.Б. Толкачев).

02.01.2018 / создан / в ,
Сколько тебя в твоем имени?

«Маргарита» — это имя. «Папа», «Доктор» и «Ваше высочество» — тоже имена. Точно также как и «Следующий!» или «Вот-вы-в-красном-галстуке-второй-в-третьем-ряду». Номер вашего паспорта — тоже в некотором роде имя, точно также как ваш размер обуви или марка и модель вашей машины. Идя по жизни, вы попутно получаете множество самых разных наименований — своеобразных рукояток вашей личности, за которые окружающие могут хвататься и тянуть.

Но где во всем этом вы? Ведь существует в мире полным-полно других Маргарит, и конечно же бесчисленное количество пап и докторов. «Ваших высочеств» немножечко меньше, но если поискать, то можно найти парочку. Вы можете быть единственным вторым в третьем ряду человеком в красном галстуке, но значит ли это, что, одень вы утром желтый галстук, вы бы уже не были собой?

Глава Торы «Шмот» описывает первый галут (изгнание) еврейского народа. Мы читаем, что после смерти Йосефа египтяне в течение многих лет притесняли и порабощали детей Израиля, пока Б-г не послал Моше спасти их.

Название этой главы означает «Имена». Названия недельных глав обычно берутся из их первых строчек, и эта начинается со слов образом: «И вот имена сынов Израиля, пришедших в Египет…» Но хасидские мудрецы говорят, что название каждой недельной главы также объясняет ее скрытый смысл. В чем же связь между именами и историей, которую глава «Имена» рассказывает?

Что такое Галут? В каком случае человек находится в «изгнании»? Тот, кто совершает кругосветное путешествие на роскошном лайнере, не чувствует себя в изгнании. И наоборот, человек может прожить в одном месте 20 поколений и все равно пугаться своего окружения.

Галутом может быть проживание в чужой стране, где ты не понимаешь ни языка, ни местных обычаев. Галутом может быть бесперспективная работа, или порабощение ипотекой и медицинскими счетами. Каждый раз, когда вы чувствуете себя в ловушке враждебных, пугающих или ограничивающих обстоятельств, вы находитесь в Галуте.

Как можно выйти из Галута?

Галут по определению означает, что вы не обладаете властью над обстоятельствами, в которых находитесь. Но вы да контролируете, какое именно ваше «я» находится в этих обстоятельствах. Есть внешнее «я» — обремененное и зависимое от бесчисленных больших и маленьких обуз жизни, проживаемой под сенью быта. И есть внутреннее «я» — духовное, сильно скрытое, целостное в своем самоосознании и своей связи с Творцом.

Какое «я» вы вкладываете в обстоятельства своей жизни? Позволяете ли вы чужим ожиданиям диктовать вам ваши самые сокровенные желания и устремления? Позволяете ли вы жизненным обстоятельствам диктовать вам ваше самовосприятие и ваши внутренние приоритеты? Или вы настаиваете на том, что только ваше «имя» — лишь поверхностное «я», за которое держится внешний мир — пленено Галутом, но не ваше нетронутое «я», не то «я», которое не нуждается в именах и не доступно наименованию, потому что это «я» и вы, и ваш Творец знаете изнутри, а не через какие-то внешние рукоятки?

«И вот имена сынов Израиля, пришедших в Египет…» Только их имена пришли в Египет, а не их сущностное «я». И в силу того, что их внутреннее «я» никогда не было в Галуте, они смогли в конечном итоге переселить и победить Изгнание.

Р-н Янки Таубер

Перевод Анны Каллер

02.01.2018 / создан / в ,