Раввин Лазар открыл Детский центр в Томске

Главный раввин России Берл Лазар 12 сентября открыл в Томске Детский культурно-образовательный центр рядом с Хоральной синагогой города. Строительство началось в ноябре 2017 года и финансировалось полностью за счет пожертвований. Торжественное открытие было приурочено к 120-летию синагоги.

«Это большая радость — видеть здесь столько людей, столько молодых ребят. Мы понимаем, что это непростое время. «Но то, что столько людей пришли — это знак того, что этот центр действительно необходим», — сказал Берл Лазар.

По словам раввина, символично что перед Йом-Кипуром очень важно получить какую-то особую заслугу.

— В последние минуты перед Йом-Кипуром родители благословляют детей.  Потому что самое важное для нас – наше будущее, подрастающее поколение.

Он отметил работу раввина Томской области Леви Каминецкого по созданию в городе среды для образования и воспитания детей. По его словам, в общине города хорошо понимают, насколько важны школа, детский сад, неформальное образование.

— Если подумать, куда лучше всего вкладывать, — несомненно, в образование. Это лучшая инвестиция, результат от которой будет на всю жизнь, — сказал раввин на открытии центра, — Нашими совместными усилиями мы можем сделать так, чтобы Томск стал центром образования, воспитания.

Центр может единовременно принять 50 детей в группах дошкольного образования и 200 детей в группах дополнительного образования. Предусмотрены группы дневного пребывания и ухода за детьми (ясли и дошкольный возраст), группы продленного дня для школьников из других школ, где они могут заниматься с репетиторами, развивающие программы для детей и родителей, театральные и музыкальные кружки, робототехника, шахматы, информационные технологии, детская игровая, клубы неформального образования для подростков и студентов.

В нем будут работать 20 педагогов различных специальностей: математика, русский язык, английский, иврит, химия, физика, история и обществознание, робототехника, шахматы, преподаватели театра и музыки.

По словам раввина Томской области Леви Каменецкого, что образовательными услугами центра смогут пользоваться все желающие дети Томска — как малыши, так и школьники.

Открытие Образовательного центра в Томске – часть общей программы еврейской общины по развитию образования и воспитания по всей стране.

Пресс-служба главного раввина России

736BBDAE-903A-41D5-97A8-DA610D01B65A
D25716FE-6390-4013-935E-25C26D562157
1BD6B760-AF99-4853-B669-B9995D4B60AE
D4F53D0A-E9B9-4A07-B8C3-943856D4A551
C5398E1F-F0CD-41A0-8246-85FE21F56AC1_1_201_a
243201BB-C104-42F4-B33E-8224F6BDE1ED

 

 

14.09.2021 / создан / в ,
Прекрасное далеко, не будь таким далеким

Рамбам (“Мишне Тора”, Законы раскаяния, 2:6) пишет, что “хотя раскаяние и молитва хороши всегда, в течение десяти дней между Рош-Ашана и Йом-Кипуром они особо важны и сразу принимаются, как сказано: “Ищите Г-спода, когда можно Его найти; взывайте к Нему, когда Он близок” (Йешаяу, 55:6)”.

Источник этого постановления – в трактате Рош-Ашана (18а), где толкуются слова стиха “Ищите Г-спода, когда можно Его найти”. И объясняется, что “можно найти Его” – это о десяти днях между Рош-Ашана и Йом-Кипуром. Правда, там, в Талмуде, это толкование приводится в контексте разговора о взывании к Небесам и молитвах об отмене уже вынесенного Небесами приговора и т. п. (“приговор общине,.. даже если был утвержден – отменяется”) в любое время (“когда бы мы ни воззвали к Нему”, Дварим, 4:7). А вот приговор одного человека – только когда “можно найти Его” (между Рош-Ашана и Йом-Кипуром).

Вообще то Рамбам (там, дальше в том же постановлении) приводит эту подробность про разницу между общиной и одиночкой (“Это сказано об отдельном кающемся; но в отношении общины – в любое время, когда она раскаивается и искренне молит о прощении, ее раскаяние принимается, как сказано: “Кто близок, …как Г-сподь, Б-г наш, каждый раз, когда мы взываем к Нему” (Дварим 4:7)). Но, как легко заметить, ни словом не обмолвившись про вынесенный приговор, он говорит о раскаянии (и искренней молитве о прощении) в общем и целом.

Однако все еще непонятно: то обстоятельство, что в дни трепета Всевышний близок к нам (в том или ином смысле) должно воодушевляющим образом воздействовать на все аспекты нашего существования, а не только побуждать к раскаянию, почему же Рамбам напирает именно на этот конкретный аспект, игнорируя остальные?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, присмотримся к стиху, который цитирует Рамбам (а до него – Талмуд): “Ищите Г-спода, когда можно Его найти; взывайте к Нему, когда Он близок”. На первый взгляд, вторая часть стиха представляет собой повторение сказанного в первой, только немного другими словами. Поэтому некоторые толкователи прямого смысла слов Писания (в частности, “Мецудат Давид”) объясняет, что единственная причина повторения-удвоения уже сказанного в первой части стиха – это чисто литературные красивости.

Но понятно, что если на уровне прямого понимания слов Писания можно сказать и так, есть и другие уровни. И там так просто не отделаешься. Тем более, что первая часть стиха отличается от второй аж в двух аспектах. Во-первых, в выборе глагола, которым описывается рекомендуемое поведение людей: сначала – “ищите”, затем – “взывайте”. Во-вторых, в выборе слов для описания характера раскрытия Б-жественного в мире: сначала – “когда можно Его найти”, затем – “когда Он близко”.

Очевидно, есть взаимосвязь. Характер Б-жественного воздействия диктует подобающую реакцию. Иными словами, “когда можно Его найти” – “ищите Г-спода”. А “когда Он близко” – “взывайте к Нему”.

(Важно понимать, что в данном стихе нам даются указания, а не, скажем, обещания, как в Дварим (4:29), где сказано: “И искать станете вы оттуда Г-спода, Б-га твоего, и ты найдешь; ибо искать будешь Его всем сердцем твоим и всею душою твоей”. Т.е. то, что “Его можно найти” – не возможное следствие того, что в дни трепета мы поищем Его, а наоборот, обстоятельство – гарантирующее нашим поискам успех. Всевышнего уже можно найти – так ищите!!! И обрящете, прости Г-споди.)

Спрашивается: а почему, собственно? Почему именно в эти дни? Почему именно в такой форме?

Как понимать: “когда можно Его найти”? К сожалению, перевод на русский язык не может передать некоторые тонкости оригинала. Если совсем по-простому, то дело в том, что в святом языке слово меция, “находка” (от которого “найти”) означает не любое найденное, но именно найденное нежданно. Сюрприз. Искать и находить можно, разумеется, и искомое. И чаще всего так и бывает, когда знают, что ищут. Но “находкой” (мецией) на святом языке найденное , в таком случае, называться не будет.

Пример. Если я знаю, что книга где-то на полке, то когда я ее найду, она не станет “находкой”. А чем станет? “Обнаружением”, наверное. Не важно. А вот если я на той же полке обнаружу книгу, о которой понятия не имел и не ожидал найти, то вот она – “находка”.

Главная специфика “находки” заключается в том, что у нашедшего (и тем более окружающих) нет никакого представления о том, чем он заслужил такое счастье. Конечно, есть Б-жественное провидение, есть космическая справедливость. Но это все совершенно недоступные для нас материи. И для нас есть только одно объяснение тому, что нашел он, а не я: дуракам везет.

К чему мы это объясняем? К тому, чтобы стало понятным, что, когда пророк говорит: “Когда можно Его найти”, – имеется в виду: “когда приходит время, когда мы можем приблизиться к Всевышнему вне всякой связи с тем, заслуживаем мы этого или нет. Находится. Находка.

Этот момент и дает нам ключ к пониманию особой связи дней трепета с раскаянием. В эти дни, между Рош-Ашана и Йом-Кипуром, в начале года, любой нормальный еврей не может не задуматься о своем духовном положении. Не заняться подведением духовных результатов прошедшего года. И практически всегда такая духовная ревизия приводит к неутешительным результатам, что, в свою очередь, может привести к депрессии, той или иной степени тяжести, упадку духа и прочей черной меланхолии. И уж точно пропадает всякая надежда приблизиться к Всевышнему. Ибо с какой радости? За какие такие заслуги? Не смешите наши шофары!

На это пророк отвечает расстроенному еврею: “Ищите Г-спода, когда можно Его найти!”. Действительно, весь год все обстоит именно так, как тебе кажется. И виноват, между нами говоря, только ты. Ты обрекаешь себя на служение издалека. Но есть период, когда Всевышний оказывается рядом с тобой независимо от того, что ты этого не заслужил. Просто выпало такое счастье. Воспользуйся им, не дури. Весь год ты толком не искал Всевышнего. Так хоть теперь, когда Он сам собой нашелся – поищи его!

Спрашивается: а почему собственно? С какой стати в этом справедливейшем из миров евреям ни с того ни с сего такое счастье? Именно евреям! И именно такое!

Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним слова другого пророка – Ошеи. Который говорит (11:1), от имени Всевышнего: “Ибо Израиль – дитя, и возлюбил его Я”. В мидрашах этот образ растолковывается так: Всевышний любит Израиль и относится к Израилю, как любящий отец к своему малому ребенку. Т.е. море любви и, практически, никакого спроса. Все прощается в конце концов.

Конечно, в первую очередь отцовская любовь выражается не в сюсях-пусях, а в правильном воспитании. А воспитание требует известной твердости и даже, не побоюсь этого слова, строгости. Пропорционально шаловливости ребенка. И это то, что мы чувствуем на своей шкуре круглый год. Но в дни трепета мы получаем щедрую порцию ничем не прикрытой отцовской любви, тепла и близости.

Тут может возникнуть следующий вопрос: хорошо, отцовская любовь, не зависящая ни от каких заслуг или даже достоинств сына, любовь сущностная и безусловная. Но кто сказал, что она принимает (даже в дни трепета) столь явные формы, что есть смысл “искать” чего-то в большей степени чем в другие дни? Может (подобно Йом Кипуру, который искупает сам по себе), и десять дней трепета оказывают свое благотворное влияние независимо от наших душедвижений?

(Это можно сравнить с формами благотворительности: есть свои преимущества в анонимной благотворительности. А есть в оказании материальной помощи, сопровождаемой моральной поддержкой, выражением расположения и т. п.)

Ответ на этот вопрос – во второй части стиха: “Взывайте к Нему, когда Он близок”. В дни трепета не только “можно найти Его”, но “Он близок”. В этот период любовь Всевышнего к каждому из евреев и евреек выражается именно что явственно и наглядно. И все с очевидной целью: побудить евреев к симметричной реакции! Вынудить нас дать выражение своей любви ко Всевышнему. Постараться обрести право на Его близость.

То, что “можно Его найти”, призвано побудить еврея начать относиться к Торе и заповедям как к драгоценной находке. И начать стараться уделять им подобающее внимание и т.д. Собственно, это то, о чем говорится в стихе: “Ищите Г-спода, когда можно Его найти”. “Когда можно Его найти”, приходит время (возникает потребность!) “искать его”. Искать столь настойчиво, чтобы непременно найти, ибо “кто говорит: “Искал и не нашел” – не верь”.

(Стоит обратить внимание на то, что в оригинале в значении “искать” используется слово, которое (как это объясняется в Талмуде, Рош-Ашана, 30а) следовало бы переводить, не дорожи мы так чистотой и красотой русского языка, как “требовать”.)

А то, что “Он близок”, даруемое ощущение явственной Б-жественной близости, вызывает в еврейской душе ответное стремление приблизиться ко Всевышнему и дать этому стремлению внешнее выражение.

Иными словами, первый аспект касается внутреннего движения души (в ответ на соответствующее Б-жественное), а второй – на внешнее.

Как много раз объяснялось, Тора точна абсолютно во всех деталях. Так что если мы видим, что в субботу, пришедшуюся на десять дней трепета, в “субботу раскаяния”, чаще всего читают недельный раздел “Аазину”, это означает, что есть какая то связь между духовной природой этих дней и конкретной недельной главой.

И долго искать эту связь не нужно. Обратимся к самому первому стиху соответствующего недельного раздела (32:1): “Внемлите, Небеса, и говорить буду; и услышь, земля, речи уст моих”. В Сифрей объясняется, что “внемлите Небеса” – это о том, что Моше в тот момент был очень близок к Небесам, т. е. к духовным мирам. А “услышь земля” – это о том, что он был очень далек (в духовном плане, разумеется) от “земли”, от этого, материального мира с его ограничениями, в первую очередь, в восприятии Б-жественного и т. д.

“Ищите Г-спода, когда можно Его найти” и “взывайте к Нему, когда Он близок” – это два аспекта служения каждого еврея и каждой еврейки в дни трепета, соответствующие аспектам служения Моше на уровнях “внемлите, Небеса” и “услышь, земля”.

Имеется в виду вот что. Как объясняет Альтер Ребе в “Ликутей Тора”, “внемлите, Небеса” – это об изучении Торы, которая уподоблена Небесам. А “услышь, земля” – это об исполнении заповедей, главным моментом в техническом исполнении которых является именно аспект материальности, практическое исполнение на физическом уровне.

Возникает вопрос: как можно сказать о Моше, что он, не дай Б-г, был “далек” от исполнения заповедей? А дело в том, что у “удаленности”, дистанциирования есть, как и у всего, положительный и отрицательный аспекты. Отрицательный аспект дистанцирования – это оторванность. Моше, безусловно, был внутренне оторван от мирских аспектов материального существования. Положительный аспект дистанцирования – это принятие того, что недоступно твоему пониманию. Смысл заповедей, например, недоступен нашему пониманию. Что для большинства из нас создает психологическую проблему: нам сложно привязаться к тому, что так неблизко нам. Моше же обратил этот недостаток в преимущество: его исполнение заповедей изначально было “издалека” – исключительно в силу самоотреченного принятия ярма Небес. Всевыщний так хочет – значит так и будет. И никакое расстояние – физическое или душевное – не помешает.

Изучение Торы – другое дело. Изучение Торы приводит к тому, что наш разум единится с Б-жественной мудростью, благодаря чему мы достигаем степени близости к Всевышнему, максимальной из возможных для творения. Как подробно объясняется в Тании.

Когда пророк говорит: “Ищите Г-спода, когда можно Его найти”, – речь идет о ситуации, когда Всевышний, на самом деле, уже находится тут, с нами, но в нашем субъективном восприятии реальности есть необходимость продолжать “искать Его”, требовать, чтобы Он раскрылся нам. И служение строится на принятии бремени служения Небесам и преодолении ощущения “отдаленности”. “Взывайте к Нему, когда Он близок” – это когда чувство отчужденности, благодаря изучению Торы, молитве и раскаянию преодолено.

Итак, дни трепета, дни между Рош-Ашана и Йом-Кипуром – это самое подходящее время для раскаяния, потому что в этот период Всевышний особенно нестрог с нами. И особенно близок к нам. Было бы просто безумием не воспользоваться этим временем для того, чтобы попросить Всевышнего о самом насущном – о том, чтобы Машиах уже пришел.

Вообще-то понятно и несомненно, что он вот-вот придет и без наших молитв. Но он – это он. А у нас есть свои обязанности. И среди этих обязанностей – обязанность1требовать скорейшего прихода Машиаха. “И престол Давида в нём утверди вскорости”, – говорим мы трижды каждый будний день в Амиде. И правильно говорим.

(Авторизированное изложение беседы Любавичского Ребе, “Ликутей сихот” т. 34, стр. 200-205.)

Источник: https://ru.chabad.org

13.09.2021 / создан / в ,
Кошерный магазин AVIV STORE

В еврейском религиозно-культурном центре «Жуковка» открылся магазин качественной кошерной продукции AVIV STORE. В нашем магазине вы можете купить всё: от бытовой химии до деликатесов и импортной продукции. Также здесь можно найти несколько видов хумуса, тхины, прочих традиционных еврейских закусок, соусов, варенья и специй. Представлены продукты мясной и молочной гастрономии, бакалея, сладости российских и зарубежных производителей, консервы.

AVIV STORE обеспечит вкусной едой всех гостей и прихожан, ведь на нашей локации больше нет точек продаж кошерной еды!

Время работы:

Воскресенье — четверг | 11:00 до 19:00.
Пятница | 11:00 — закрытие за 3 часа до наступления Шабата.

Вход в магазин с улицы (слева от центрального входа).

Если не успеваете приехать лично, то у нас есть доставка. Стоимость услуги уточняйте у менеджера.

Все вопросы по работе кошерного магазина вы можете уточнить по телефону:
8 (495) 407-08-35

13.09.2021 / создан / в ,
Три мгновения недели – недельная глава Вайелех-Шува

Три мгновения недели – недельная глава Вайелех-Шува

1. Если посмотреть на перечень телефонных звонков каждого из нас, увидим, что перед праздниками и особенно перед Рош ѓа-шана он разрастается и разбухает. В прошлом праздники были «головной болью» почты: приходилось нанимать дополнительных сотрудников, чтобы сортировать и отправлять бесчисленные открытки. Потом волна поздравлений перешла в телефон, сейчас – в электронные средства коммуникации. Можно отправить «Шана това!» всем адресатам из «контактов», но нет ничего лучше живого разговора. Когда мы в последний раз звонили бабушке? Родителям? Детям? Старому другу?Кстати, и сейчас не поздно.
В понедельник, за час до наступления йом-това, я позвонил ещё одному человеку, с которым я познакомился три года назад, посвятившему жизнь Торе и хасидизму. Он провёл много лет в борьбе с редкой и тяжёлой болезнью, в последние годы мы беседуем каждый канун шабата. Сейчас он практически не двигается и порою ему трудно говорить, но его чистая вера «заражает» всех, кто общается с ним и не перестаёт молиться о его выздоровлении. Полгода назад произошло «медицинское чудо»: он был в гораздо худшем состоянии, но открыли новое лекарство, позволившее ему хотя бы говорить, и он увидел свою задачу в том, чтобы самому поддерживать и укреплять тех, кто приходит к нему с поддержкой и укреплением. После этого звонка, помня звуки его ясного голоса, показывающего великую силу веры и молитвы, я начал великий праздник Рош ѓа-шана.

2. «А это едят как обычно или облокотившись?» – неожиданно спросил меня один из гостей на вечерней трапезе Рош ѓа-шана. После яблока с мёдом мы начали есть другие «симаним», по порядку: сперва берём те плоды, что из «семи видов, которыми славится Земля Израиля», и нужно подумать, что прежде – гранат или финик… и началась ѓалахическая дискуссия с привлечением аргументов и обычаев общин, и все собравшиеся были вовлечены. Я рассказал гостям, как поступает моя мама, а она поступает в соответствии с традицией, вынесенной ею из дома её родителей, а они поступали так, как обучали их мои прадеды… Так передаются обычаи в еврейском народе.
Принято есть «симаним» лишь в первый вечер Рош ѓа-шана, но мы, вместе с новым плодом для благословения «шеѓехияну», исполнили обычай «симаним» и во второй вечер – для новых гостей. Все имеют право увидеть и исполнить обычаи трапезы Рош ѓа-шана, даже если сейчас кто-то путает их с мацой в Песах, которую действительно едят облокотившись.

3. Последний час праздника Рош ѓа-шана. Рав Лазар сидит во главе большого фарбренгена в синагоге «Марьина Роща». Среди прочего, он сказал: «Есть такая поговорка: различие между хасидами и «литваками» в Рош ѓа-шана проявляется в том, какая молитва ощущается как «вершина праздника». У литваков это молитва «У-нетане токеф», с её словами: «Кто будет жить, а кто умрёт… кто разбогатеет и кто обеднеет…» А у хасидов – это слова «Воцарись над всем миром во славе Своей»: принятие царства Всевышнего».
Эти слова нашли во мне отклик. Я вёл молитву в синагоге в оба дня Рош ѓа-шана, и ощущение дня коронации Царя мира, которое испытывали молящиеся, поддерживало меня и укрепляло и моё ощущение. Мы знали, что если мы примем царство Всевышнего, то Царь мира даст нам добрый, хороший, здоровый и сладкий год.

На фотографии: столы в центральной синагоге готовы к трапезе по завершении поста Гедальи, вчера. Некоторые говорят мне: «Ради такой трапезы стоит поститься!» А я благодарю Всевышнего за то, что дал мне – старосте синагоги – возможность угостить моих братьев-евреев.

12.09.2021 / создан / в ,
Чего нету у Бога?

ВОПРОСЫ РАВВИНУ | ОТВЕЧАЕТ Р. БЕРЛ ЛАЗАР
 
Чего нету у Бога?
 
Вы можете присылать вопросы раввину Берлу Лазару:
на электронную почту Q2Rabbi@gmail.com
на WhatsApp +97254-8923030

Раввин постарается ответить на него в одном из следующих выпусков.

12.09.2021 / создан / в ,
Открытие детского центра в Томске

К 120-летию Томской хоральной синагоги открывается детский культурно-образовательный центр при еврейской общине Томска.

12 сентября состоится открытие детского культурно-образовательного центра при Еврейской общине Томска.

Новый еврейский детский центр располагается рядом с Томской хоральной синагогой и построен на пожертвования ¬– всего было потрачено 200 миллионов рублей, строительство заняло 3 года.

Комплекс может единовременно принимать 50 детей в группах дошкольного образования и 200 детей в группах дополнительного образования. Будут устроены группы ухода за детьми (ясли и дошкольный возраст) и группы дневного пребывания; помимо того, отдельные группы продлённого дня для школьников из разных школ Томска, где они смогут заниматься с репетиторами.

В центре будут работать 20 педагогов различных специальностей: математика, русский язык, английский, иврит, химия, физика, история и обществознание, робототехника, шахматы, преподаватели театра и музыки. Предусмотрены развивающие программы, театральные и музыкальные кружки, робототехника, шахматы, информационные технологии, детская игровая комната, клубы неформального образования для подростков и студентов.

«Открытие детских образовательных центров – всегда очень важное событие. Если создаётся качественная площадка для доступного традиционного образования, где на первом месте стоит воспитание морали и нравственности, то это можно назвать самой правильной инвестицией в наше общее будущее.

Появление центра также свидетельствует о слаженных и продуктивных взаимоотношениях администрации города Томска и еврейской общины,

о добрососедских и открытых отношениях между общиной и городом», – президент Федерации еврейских общин России, раввин Александр Борода об открытии Детского центра.

Источник:  Пресс-служба Федерации еврейских общин России

11.09.2021 / создан / в ,
«Аптека — музей» с еврейской душой
Продолжаю свое повествование об удивительных еврейских местах приветливого, солнечного, жаркого, черноморского, крымского городка Евпатория. Гуляя по старому евпаторийскому центру, где когда-то проживало немалое число евреев, случайно обнаружила очень интересную действующую аптеку — музей, по праву гордящуюся своей серьезной, проникновенной историей. Но прежде, читателям следует знать, что приток евреев в Крым произошел после окончания Крымской войны (1853-1856 гг.), когда во многих городах полуострова начались постройки хедеров, еврейских общин и синагог, евреи постепенно осваивались на новом месте, открывали тут свои аптеки, лавки, ателье.
 
В историческом доме на бывшей Морской улице ( ныне — Караева ), первое частное фармацевтическое предприятие начало работать в 1823-м году. С 1880-го года оно перешло во владение провизора Альберта Печицкого, а позже, после его смерти, семья продала аптечный материал со шкафами и всеми принадлежностями за 18,5 тысяч рублей молодому человеку Аврааму Рофе еврейской национальности, ему на тот момент исполнилось 25 лет. По словам беседующего со мной сотрудника данной аптеки, на втором этаже этого роскошного дома Рофе постоянно проживал, а на первом — запустил свое, весьма успешное предприятие, а точнее, продолжил фармацевтическое дело своего отца. Доподлинно неизвестно о достоверности этого факта, но евпаторийцы уверяют, что когда-то он сам выступил инициатором создания подобного музея, лично разместив все свои аптечные экспонаты на стеллажах. Но обо всем по порядку.
 
Надо отметить, что в те давние времена аптеки использовали на своих документах, сигнатурах и упаковках государственный герб и освобождались от налогов, сборов и повинностей. Это делалось для того, чтобы создать приемлемые условия для правильного изготовления, хранения и отпуска лекарств, для защиты населения от «вольных и невольных» аптечных ошибок, цены на аптечные лекарства также устанавливались государством.
 
О востребованности предприятия Рофе говорит тот факт, что вся его семья трудилась в аптеке по 10—14 часов в день, они даже наняли четырех помощников, но рабочих рук там всеравно не хватало. В 1907-м году Рофе обратился к врачебному отделению Таврического губернского правления с просьбой «…о предоставлении права увеличить число аптекарских учеников».
 
Наш герой, провизор Авраам Рофе, являлся владельцем аптеки 23 года. В ноябре 1920-го года, с приходом советской власти, его предприятие национализировали. Вообще, до этого, еврейское сообщество Евпатории жило спокойно, в будни каждый занимался каким-то ремеслом, а в субботу и праздники наши собратья собирались на общественный молебен. Но с приходом большевиков настали тяжелые времена – коллективизация, борьба с религией, что повлекло за собой ликвидацию и еврейских учреждений и организаций, а также общественных точек, принадлежавших евреям. 
 
Исаак Соломонович Рофе — отец Авраама, по роду своей деятельности аналогично был связан с лекарственными и аптечными делами. За усердную службу он даже был отмечен серебряной медалью на Анненской ленте. Эта награда была предусмотрена для недворян и «инородцев» ( евреев, караимов и т.д. ) Награжденный этой медалью не мог быть телесно наказан, ему удваивалось жалование и назначалась пенсия «по смерть свою, где бы он ни находился». Кроме аптекарских дел, Рофе — старшего интересовал бизнес, он стремился открыть при Сакских грязях «ресторацию», где приезжие «могли бы иметь еду и нужные припасы.» Видимо, удачная коммерческая деятельность позволила семье И.Рофе разбогатеть, а потом и приобрести аптеку в Евпатории.
 
По словам старожил, раньше в экспозиции аптечного музея демонстрировались посуда, ручное оборудование и механизмы, применявшиеся при изготовлении лекарственных форм, старинные рекламы, прейскуранты различных CC974295-F654-4D98-BAF9-52314DC1F1C2_1_201_aлекарств и всякие аптекарские мелочи тех лет, а также мебель, стоявшая здесь еще при первом хозяине. Однако, к сожалению, от многочисленных экспонатов, радовавших гостей курорта в советское время, сохранилось не так много элементов, в чем я убедилась своими глазами: «Когда у нас провели ремонт», — рассказали аптекари, — «старинную мебель забрали на реставрацию, а некоторые механизмы и оборудование для изготовления лекарственных форм — на починку, однако пока ничего не вернули. Остался шкаф с полками, наполненный старинными аптечными приспособлениями, копии рекламных листовок и прейскурантов цен, фотографии фармацевта, его родных, договоры покупки помещения».
 
Действительно, уцелевшие после ремонта небольшие экспонаты, бережно и с любовью расставленные на полочках деревянных стеллажей шкафа, наверняка помнят своего главного владельца. Тут же расположилось несколько ступок, аптекарские весы, стеклянные баночки, куда помещались всевозможные снадобья, списки с ценами, черно-белые изображения фармацевта и его семьи. А еще, особняком от всего, на полу, красуется приспособление, которым обжимались крышечки, закрывающие пузырьки с лекарствами — весьма габаритный механизм. Очень любопытным, привлекающим внимание гостей документом, стал в этой «лекарственной» экспозиции договор покупки аптечного помещения, оформленный на Рофе.
 
Поскольку экскурсовода в аптеке-музее нет, посетители сами знакомятся со всей старинной коллекцией по сопроводительным надписям и табличкам. На всех них указано, что конкретно гость видит перед собой, и каким образом тот или иной предмет использовался в прошлом. Важно, что для ознакомления с этой раритетной выставкой не надо выбирать какое-то определенное время: она доступна в любой час, в период работы действующей части аптеки. Последняя и ныне функционирует каждый день, с утра до вечера. Правда, в ее роскошных стенах уже нет того прежнего еврейского духа, и ее посетителям больше никогда не улыбнется потрясающий, трудолюбивый провизор, удачный предприниматель и просто уникальная личность — Авраам Исаакович Рофе…  
 
Адрес аптеки — музея: г.Евпатория, ул.Караева, д.4. 
График работы: ежедневно 08:00–21:00
 
A75A33B0-6D00-413C-B626-987F4577EEB8_1_201_a
4E4818DB-C0E9-4CC3-B50E-DDB8429C9A38_4_5005_c
15764554-00B5-4151-9136-56B0C28D591A_1_201_a
8BCD5B43-BED7-452F-9188-CCB8AFBA95B2
924050D2-59AD-4D27-BECF-F9B3918BBB33
CA435415-1960-4746-9300-C2F87E376D74_1_201_a
CC974295-F654-4D98-BAF9-52314DC1F1C2_1_201_a
C8771398-C013-4D7C-B979-763949DE60C5_1_201_a
55503739-6BD4-4FF7-AE39-03FCA5227EA4
74A95F3F-7F5B-44CB-B3CB-3FB6425F2230
F9DDC4A5-D81C-4DAF-9A90-EBF9C0C228E1_1_201_a
5E9BEBDC-0D7B-43CE-B410-9418C1A1AAEB_1_201_a
ECF903D1-A80D-48F4-BB10-3BF27866B3A4_1_201_a
CC974295-F654-4D98-BAF9-52314DC1F1C2_1_201_a
C8771398-C013-4D7C-B979-763949DE60C5_1_201_a
 
 
11.09.2021 / создан / в ,
История вечности

В недельной главе “Вайэлех”, которую читают как раз перед Йом-Кипуром, нарисована чрезвычайно точная картина еврейской истории – от и до.

Б-г говорит Моисею примерно следующее – они все время Меня будут забывать. Факт. Поэтому им часто будет совсем плохо. Факт. Так пусть им лекарством и утешением будет эта «песня».

Песня, пишет Раши, это отрывок из 32-й главы Второзакония. Почитайте, не пожалеете.

Я не знаю более точного описания истории еврейского народа. Истории любви и отторжения. Преданности и предательства. Самопожертвования и отречения. Истории вечности, неизбывности. Вопреки всему, вопреки фактам.

В эти дни мы обновляем наш вечный союз с Творцом, а Он – с нами. Потому что Он так об этом написал в своей Книге, в своей Песне. И в нашей недельной главе.

 
 
Источник: https://ru.chabad.org
10.09.2021 / создан / в ,
Взять или положить на полку

В главе Торы “Вайелех” рассказывается, как Моше завершил написание первого в истории человечества свитка Торы, а затем “повелел левитам, носящим ковчега союза Б-га, сказав так: Возьмите эту книгу Учения и положите ее у [стенки] ковчега союза Б-га, Б-га Всесильного вашего…”

Так куда же на самом деле поместили первый свиток Вечной Книги, написанной сами Моше? Поиском ответа на данный вопрос занимается и рабби Шломо Ицхаки (Раши). Вот что он пишет: “Мудрецы Израиля расходятся во мнениях (что до этого) в трактате Бава батра (14а). Некоторые полагают, что полка выступала из ковчега наружу, и там лежал свиток. Другие полагают, что он лежал рядом со скрижалями в ковчеге”.

Значит, то ли внутри, то ли снаружи, а в остальном – все предельно ясно: “у стенки ковчега”. Но если говорить точнее, то мнение, которое Раши приводит первым, на его взгляд, является более верным, а, следовательно, он сам считает, что Тора лежала на полочке, прикрепленной снаружи ковчега.

Значит, свиток нужно было просто положить “у стенки ковчега”; но в приведенной нами цитате сказано: “возьмите эту книгу… и положите”. Интересно, зачем же говорить “возьмите”, ведь и без этого слова смысл фразы, на первый взгляд, не пострадал бы? Неужели лишнее слово в Торе? Снова обратимся к комментарию Раши, который пишет: “לקח – “возьмите!” подобно זכור – “помни!” (Пятикнижие, книга Шмот, 20:7), שמור – “храни!” (там же, книга Дварим, 5:12), הלוך – “иди!” (Пророки, Ирмияу, 2:2).

Единственное, что видно невооруженным глазом, так это то, что Тору нужно “взять” перед тем, как ее “положить”. И это – важное указание, по значимости не уступающая приказам “помнить”, “хранить” и “идти”, взятым из других фрагментов Письменной Торы. Заметьте, что, объясняя одно слово, Раши привел еще три. По его мнению, они должны помочь нам разобраться в сложном вопросе. Давайте попытаемся проанализировать эти слова.

“Помни!” – это, несомненно, приказ, но вряд ли кто-нибудь отнесет его к сфере действия. Ведь нельзя же на вопрос “чем ты занят?” ответить “я помню!” Память – это прерогатива интеллекта, а делать что-либо при этом абсолютно не обязательно.

“Храни!” –это уже больше похоже на указание к действию; сидеть и охранять что-нибудь – это уже работа. Хотя, если разобраться, сторожу платят за то, чтобы с охраняемым объектом ничего не случилось, чтобы ничего не пропало, ничего не испортилось… Аналогичным образом дело обстоит и с указанием “хранить Шабес” – эта заповедь подразумевает ненарушение субботнего покоя запрещенными работами. А для этого как раз делать-то ничего и не надо! Выходит, назвать “хранение” деятельностью, в полном смысле этого слова, тоже было бы ошибкой.

“Иди!” – это совсем другое дело. Каждому понятно, что речь идет о самом настоящем приказе. И тут никак не ограничиться рассуждениями о “ходьбе” или “сидячей работой” сторожа – здесь придется действительно идти, в самом приземленном и физическом смысле.

Обратите внимание, что глава, “Ваейлех”, как правило, читается либо перед Рош-Ашана, либо сразу за этим праздником – в Десять дней раскаяния. В это время обостряется наша борьба с йецер-ара – “злым началом”. На какие только ухищрения не идет этот опытный и коварный враг, обосновавшийся в нашем сердце! Зачастую он даже принимает обличие религиозного еврея и начинает давать “дружеские” советы: “Весь год ты вел праведный образ жизни. И сейчас твоя главная задача – не распыляться, а сберечь тот духовный потенциал, который ты накопил в течение года…”

Вот именно в качестве ответа на эти ухищрения злого начала Раши и сообщает нам, что свиток Торы должен храниться снаружи ковчега. Его рановато прятать. Все то светлое, что достигнуто за прошедший год, должно стать трамплином в год грядущий.

Но для тех, кто все же решил “положить” Тору внутрь ковчега, Раши поясняет, что прежде чем ее “положить”, не помешало бы ее для начала “взять”. Поэтому сначала говорится “возьмите эту книгу” и лишь затем “положите ее”. Но что подразумевается под выражением “взять” Тору? Это как “помни!”, как “храни!”, как “иди!” – отвечает Раши.

То есть, от человека требуется глубокое понимание изучаемого в Торе (как “помни!”) и качественная охрана самого себя от нарушения законов Торы в повседневной жизни (как “храни!”). Но ни глубокомысленные рассуждения о мудрости святых книг, ни пристальное наблюдение за самим собой еще не означают, что вы уже “взяли” Тору. Пока вы не “приведете” ее в ваш дом (как “иди!”), не “познакомите” ее с вашими родными и близкими, “укладывать” вашу Тору преждевременно – хоть внутрь ковчега, хоть снаружи!

Именно этот нехитрый секрет раскрыл Моше еврейскому народу в конце главы “Вайелех”: прежде чем “положить Тору на полку”, ее обязательно нужно “взять в свои руки”!

Взять, чтобы помнить о ней! Взять, чтобы хранить ее! Взять, чтобы идти с ней!

(Вольный пересказ беседы Ребе на главу “Вайелех”, опубликованной в "Ликутей сихот", т. 14, стр. 194. Изложение р-на Якова Байтмана)

Источник: https://ru.chabad.org

09.09.2021 / создан / в ,
Прузбул онлайн

РОШ-а-ШАНА 5782 | ПРУЗБУЛ

Наступающий 5782 год еврейского календаря является годом Шмиты (субботним годом).

Законы Шмиты включают в себя прощение долгов. Более 2000 лет назад Гилель Старший увидел, что из-за этого люди избегают давать ссуды по мере приближения субботнего года. Чтобы побудить людей продолжать ссужать деньги, он ввел систему прузбул.

В Торе говорится, что, хотя все частные долги в субботний год прощаются, публичныые долги не подлежат отмене. Прузбул делает частные долги публичными и, соответственно, подлежащими погашению.

Хотя прузбул совершается накануне Рош-Ашана, предшествующего году шмиты, согласно многим галахическим авторитетам, следует выполнить прузбул еще раз через год, в последний день субботнего года (учитывая, что фактическое аннулирование всех долгов происходит в этот день).

Прузбул можно совершать устно перед тремя взрослыми мужчинами, составляющими суд. Человек обращается к этому “суду” и заявляет, что передает им все долги, которые могут причитаться ему/ей, таким образом делая их подлежащими взысканию.

Тому, у кого нет возможности сказать это перед 3 людьми, стоит заранее заполнить и послать в раввинат бланк.

https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSeiOX_dgYNVZIAOSYolh2z6xPgVqAUNNKfQbhZ21qddLWcR6Q/viewform

09.09.2021 / создан / в ,