Чем ограничена свобода выбора?

Вопрос: На что Б-г дает право выбора, а что фатально?

Ответ: Написано в Талмуде: “Все в руках Небес, кроме б-гобоязненности”. Мудрецы видели этот возникающий в нашем сознании конфликт между представлением о всемогуществе Творца и важнейшим постулатом свободы человеческого выбора. Их ответ, на первый взгляд, сужает человеческую свободу до его внутреннего мира. Но это лишь поверхностное восприятие. Трепет перед Б-гом – это действительно составляющая внутреннего мира человека, но через него открываются ворота в широкий мир. Дело в том, что Творец мира – единственный обладатель истинной свободы в этом мире – поделился этой свободой с людьми. По мнению некоторых комментаторов, это и есть смысл того, что человек называется созданным по образу Всевышнего. Свобода человека вытекает из того, что ему даны заповеди, и тем самым он должен свободно выбрать между добром и злом.

Если понять сказанное выше, то ясен и ответ на поставленный вами вопрос. Свобода человека проявляется в той области, которая связана с заповеданным ему. Чем шире область, в которой человек добровольно выбирает путь добра, ему предложенный – тем шире влияние человека на собственную судьбу, тем меньше в ней фатально предназначенного. И наоборот – человеческий выбор зла, хотя он сам по себе был свободен, но своим результатом отдаляет творение от Творца и тем сам делает его менее свободным. Человек становится игрушкой обстоятельств своей судьбы и постепенно теряет свою волю в ее изменении.

Рамбам иллюстрирует это свойство человека историей фараона, отказавшегося отпустить евреев из Египта. Хотя сперва выбор был свободным, фараон сознательно ожесточил свое сердце, но в последних из десяти египетских казней уже говорится, что сердце фараона ожесточилось помимо его воли.

Подобные изменения, происходящие в человеке, понятны и из каждодневных наблюдений. Чем больше человек реализует свою свободу выбора, совершая добрые поступки, тем чище его душа и тем большее он может изменить в себе и вокруг себя. Противоположный выбор связан с подчинением своей свободы злу в душе, страстям и соблазнам, и тем самым делает человека грубее и потому менее способным плыть против течения.

Разумеется, этот кардинальный для сущности человека вопрос имеет немало глубин, которых мы даже не коснулись, но надеюсь, что для начального размышления на эту тему, сказанного будет достаточно.

 
 
Р-Н МИХАЭЛЬ КОРИЦ
http://www.kolel.ru/library/article_cdo/aid/2961139
23.10.2020 / создан / в ,
Булгур и все-все-все

Друзья, предлагаем вам очень простой рецепт от ведущей нашей кулинарной рубрики Елизаветы Фрайман:

БУЛГУР И ВСЕ-ВСЕ-ВСЕ
Готовьте с удовольствием и делитесь с нами впечатлениями!

Фарш говядина 450 г
Лук 2 шт
Баклажан 1 шт
Кабачок 1 шт
Помидор 4 шт
Булгур 250 г
Соль, перец, прованские травы, чеснок

Это моя базовая версия. От неё можно плясать в любую удобную для вас сторону. Играйте своими любимыми специями, добавляйте остроты или пряности.

Пару слов про фарш. Почему не просто кусочки мяса. Можно и мясо, но фарш очень равномерно распределяется везде. Он как бы есть и его как бы нет)

В идеале на фарш я бы взяла постную говядину, а к ней кусочек курдюка. Будет не просто песня, а Песня года!

Короче, чтобы все сделать быстро, следите за рукой 

🔹Лук режем и пассеруем в растительном масле на среднем огне. Добавляем соль и сахар. Можете сразу делать это в кастрюле, где потом будете готовить.

🔹Духовку разогреваем на 200°С.
Режем баклажан 1/4 кольцами. Поливаем оливковым маслом, посыпаем травами и отправляем в духовку на 15 мин. Это самый верный способ.

🔹Кабачок нарезаем 1/4 кольцами, поливаем маслом и перемешиваем. Разогреваем сковороду и выкладываем на неё кабачки. Масло больше не добавляем. Обжариваем на сильном огне до лёгкой золотистой корочки. Перекладываем к луку.

🔹 К этому времени баклажаны уже готовы и тоже отправляются в кастрюлю.

🔹Следом отправляем нарезанные кубиками помидоры и чеснок.

🔹На освободившуюся сковороду выкладываем фарш. Масла не надо. Жарим на огне выше среднего, интенсивно мешая вилкой. Добавляем специи.

🔹Отправляем фарш к овощам. Перемешиваем, пробуем на специи.

🔹Добавляем булгур, перемешиваем с содержимым кастрюли.

🔹Заливаем кипятком на 1 см выше уровня смеси. Варим 20 мин на маленьком огне. Затем оставляем под крышкой ещё на 10.

🔸Дольше писала, чесслово, чем мы это съели. Активное время готовки 30 мин и 30 мин пассивное. Итого час. Кто повторит?

23.10.2020 / создан / в ,
Как строить Башню

В главе Торы “Ноах” речь идет не только о Всемирном потопе, но и о Вавилонской башне – не менее известной, но в то же время более загадочной истории, чем сам потоп. Именно с этим легендарным сооружением связан, например, тот факт, что народы мира сегодня говорят на разных языках и, как следствие, не всегда понимают друг друга. А вот с чего всё началось.

Люди, родившиеся после ужасной катастрофы, решили приложить все усилия, чтобы подобная ситуация не повторилась. Но как это осуществить? “Построим себе город и башню, чтобы не быть нам рассеянными по всему свету… и создадим себе имя”, – решили они. Ведь, рассуждая по-простому, потоп произошёл из-за людских грехов, грехи процветали из-за безнаказанности, причиной безнаказанности стало бессилие судей, а судьи потеряли контроль над обществом из-за того, что люди стали расселяться по всей земле. Однако, судя по наказанию, Всевышний не только не поддержал эту инициативу, но и выступил с категорическим осуждением строителей города и башни. Но почему? На первый взгляд, в деятельности людей не было ничего предосудительного. Но это – лишь на первый взгляд.

Грех строителей заключался в желании прославиться: “И создадим себе имя”. Их предшественники погибли от вод потопа, не оставив даже намёка о своём пребывании на земле. Новое поколение, вместо того чтобы бороться с причиной потопа, с упорством пьяного занялось переформированием его следствий: “Любой ценой оставить свой след в истории!” Именно этой цели служили все их стремления и старания. Именно ради этого они и начали строить Вавилонскую башню. По этой же причине поколение строителей башни названо нашими мудрецами “поколением раскола”. Когда каждый хочет “попасть в историю”, единством там и не пахнет. Нам с вами это очень знакомо: если еврей так хочет попасть в историю – то обязательно в неё попадёт. Чего только мы не строили: и коммунизм, и развитой социализм, и отдельную квартиру для каждой семьи к 2000 году, и ещё многое такое, о чём даже вспоминать не хочется. Но вдруг с удивлением обнаружили, что так и стоим на “обломках самовластья”, а больше написать наши имена просто негде.

Неужели история с башней нас ничему не научила?..

В Торе есть замечательное правило: Тора никогда не рассказывает просто интересные истории “дней минувших”; каждое слово в ней наполнено смыслом, актуальным в наши дни не менее, чем 4000 лет тому назад. Всякое событие, имевшее место в сфере материального, имеет ещё и духовный смысл. Объяснением этого смысла как раз и занимается хасидизм. Алтер Ребе – автор книги “Тания” и основатель движения Хабад – сравнивает каждого еврея с маленьким городом. За этот город сражаются два полководца – злое и доброе начала в душе человека. Стоит одному из них дать слабину, как второй тут же возьмет верх. Так вот, в этом “городе” действительно нужно построить “башню”, но не Вавилонскую, а Б-жественную. Поднять престиж Торы и молитвы, заповедей и добрых дел настолько, чтобы они были выше, чем потребности тела в одежде и пропитании – “башня должна возвышаться над городом”. Тогда действительно никто не войдёт в город и не выйдет из него без ведома хозяина.

Когда евреи строят Б-жественный город и башню в своих душах по принципам святости, им сопутствует двойной успех. Во-первых, этим мы выполняем волю и желание Творца, а значит, оправдываем сам факт собственного существования под небесами. Но это ещё не всё! Как второй результат нашей работы мы “создаём себе имя”, то есть, увековечиваем свои имена в еврейской истории. Такой истории, читая которую, нашим внукам не придется краснеть за нас.

Любавический Ребе сравнивает наше поколение с карликом, стоящим на плечах великана. Наши предки были великими евреями: это они пережили погромы, коллективизацию, чуму фашизма, борьбу с космополитами, чтобы дать жизнь нам. Это они навсегда погрузились в бездонные воды “всемирного потопа”, имя которому – ассимиляция. Исчезли, но дали нам право на жизнь. Ради чего? Хотя бы ради того, чтобы однажды своими глазами увидеть Землю Израиля, Иерушалаим, Храмовую гору. Ради того, чтобы наша “башня возвышалась над городом”.

22.10.2020 / создан / в ,
Художник Рами Меир: «Мне важно, что внутри»

В августе этого года в Государственном музее Востока прошла выставка израильского художника Рами Меира «История одного народа – для всего мира». Это первая персональная выставка художника, и она посвящена истории и культуре горских евреев. Когда я увидела эти картины, твердо решила пообщаться с их создателем Рами Меиром и взять у него интервью для нашего портала. Рами Меир или Рахамим Нувахович Мигиров – на мой взгляд, колоссальная фигура. Художник, который не оставляет равнодушным, удивляющий, заставляющий смотреть, размышлять и каждый раз возвращаться к своим корням и истории. Помимо написания картин, Рами пишет книги, а также сочиняет и исполняет песни. Он сам говорит о себе, что он не художник – а просто человек. Пообщавшись с ним, полностью убеждаешься в этой позиции. Не смотря на все свои заслуги, Рами Меир остается человеком – искренним, простым, открытым в общении.

Расскажите, пожалуйста, немного про своё детство. У вас была большая семья?

Я родился в Баку, в большой семье, где было четверо детей. Правда, их должно было быть пять, но одна из моих сестренок умерла в очень маленьком возрасте: она болела какой-то болезнью, которую тогда не знали, как лечить. Детство было счастливым – любовь в семье, уважение, взаимопомощь. Родители старались дать нам все, что могли. Но с малых лет воспитывали реалистичное отношение к жизни: правильное отношение к деньгам, объясняли, что надо работать, зарабатывать.

Мы жили в центре города. В Баку районы имеют помимо официальных еще и народные названия. Вот и мы жили в районе, который назывался «еврейский». 90-95% жителей здесь были евреи.

Как прошло ваше детство там?

Я был дворовым ребенком – гулял с мальчишками, всем интересовался, мог подраться. Но традиционно в еврейских семьях детей учили музыке и отправляли в музыкальные кружки. Вот и я с 11 лет обучался игре на гитаре. А моя сестра, 3E38B63D-A086-4F6E-ACCC-E65C3E222A8E_4_5005_cнапример, профессионально занималась танцами в одном из известнейших в Азербайджане ансамблей − так что семья у нас творческая.

А еврейские традиции в семье соблюдались?

Всегда. Отец моей мамы, Яков, был раввином, довольно известным человеком в Баку. Удивительно, что не только евреи, но и азербайджанцы считали его святым. Есть такое понятие, которое на азербайджанском языке звучит «сеит» и переводится дословно: «святой». Так называют мудрецов, к которым приходили за советом. Эти советы могли быть и по Торе, и по Корану. Помню, как мама нам рассказывала, что бедно мы никогда не жили. Почему? Хотя бы потому, что нас благодарные азербайджанцы в любые свои праздники одаривали подарками, сладостями, были готовы нам помочь.

Вы соблюдали Шабат?

У нас семья была глубоко религиозная в том понимании, что моя мать соблюдала все обычаи, все традиции, все законы кашрута. Но сказать, что у нас была ортодоксальная семья в современном понимании, не могу. Потому что в советское время в Баку было невозможно быть ортодоксальной семьей. Хотя бы потому, что нам, маленьким детям, могли в школе дать хлеб с колбасой с маслом. Во-первых, колбаса некошерная, а во-вторых – мясное с молочным смешивали.

Да, в те времена выбирать не приходилось…

Все верно, дома нас учили: «Это нельзя. Это не есть. Так не смешивать». Все эти обычаи и законы мы знали. Но попадая на улицу, у нас, естественно, появлялись какие-то нарушения. Например, расскажу вам такую историю: я всю жизнь свинину не ел, как и, кстати, азербайджанцы – мусульмане. Но в дорогих азербайджанских ресторанах придумали такой хитрый ход. Я спрашиваю официанта: «Какое мясо у вас есть?» А они с гордостью отвечают: «Есть кабанина, дикий кабан». На самом деле, мясо этого дикого кабана – та же самая свинина! Понимаете? Это просто рекламный ход.

В синагогу ходили в Баку?

Мой отец каждый Шабат ходил в синагогу – это было принято. Расскажу веселую историю. На 13-летие отец отвез меня в синагогу, там мне надели тфилин. Много лет спустя, в 1990-м году, когда я эмигрировал в Израиль, у Стены плача в Иерусалиме ко мне подошел религиозный человек и спросил: «Тфилин надевал?».

Слово «сегодня» я не услышал. Я и отвечаю: «Да, надевал. Все, кто бар-мицву праздновал, надевали тфилин». «А сегодня надевал?» – переспросил он. Я удивился и говорю: «Нет, сегодня не надевал». И только тогда я понял, что тфилин надо каждый день надевать. Ведь в мои 13 лет меня никто особенно в традиции не посвящал, не разжевывал. И я не знал, что тфилин надо с 13 лет и до конца жизни накладывать.

Но праздники, тем не менее, соблюдались в вашей семье в Баку?

Обязательно. Помню, мы выкидывали старую посуду, покупали новую, и для кошерования вызывали специальных людей. А во время застолья первый тост был всегда таким: «В следующем году − в Иерусалиме!». Так было во всех еврейских семьях, не только в нашей.

А вот Песах для меня всегда был трагедией. Я понимал, что мама заставит даже потолки отмывать порошком. Так как я был старшим из мальчиков, то работы мне доставалось больше. Она говорила: «Вот тебе тряпка, вот тебе мыло, вот тебе порошки», и я мыл. В семье были люди, которые курили, и перед Песахом нужно было даже потолок потом мыть, как будто это пол. Сейчас современные обычаи позволяют хамец оставить или продать, или спрятать где-то. Тогда таких понятий не было. Всё выкидывалось, всё мылось, всё чистилось.

И когда всё-таки вам удалось справить праздник в Иерусалиме, какие у вас были чувства?

Бесподобные. Те, кто был в Израиле, знают эти ощущения. Израиль – это страна «не для тела», это страна духовных 2F6C0878-5561-4C76-84AE-68E31E7F4312_1_201_aнаслаждений, это страна души. Ты чувствуешь себя там невероятно комфортно, свободно и счастливо. Даже когда летают вражеские ракеты, ты спокоен, люди не паникуют. Я помню, когда в 1991-м году Саддам Хусейн пытался бомбить Израиль, то израильтяне смотрели и говорили мне: “Ну, слушай, сирена. А что париться?”. И мы стояли, смотрели, как летит ракета, и даже не прятались. Было какое-то невероятно душевное спокойствие. Я в других странах никогда такого не чувствовал. А сейчас, когда лечу в Израиль, становлюсь лентяем. Мне хочется побольше спать, целыми сутками. Это особенное духовное спокойствие так и говорит: “Не суетись, не суетись”.

А вы сейчас соблюдаете какие-то традиции? Участвуете ли в жизни еврейской общины?

Обязательно. Я не ортодоксальный еврей, но я соблюдающий. Для меня закон – держать два поста в году: 9 Ава и Йом-Кипур. И как полагается, без всяких нарушений. Я не люблю об этом говорить публично, но я был в группе, подарившей одной из синагог Тору еще 25 лет назад, а позднее − еще семь Свитков для других синагог.

Мы заказывали у лучших, собирали деньги, ждали по полтора года − именно столько пишется каждый свиток. Мы выбирали лучших сойферов в Израиле. Для меня всегда принципиально, чтобы создатель был известным и уважаемым, и пусть его работа стоит намного дороже. А вот из чего сделан сам короб, для меня непринципиально: хоть тряпочный, самый дешевый. Каждые наши дела и достижения должны нести благо и быть приятными для всех, и столь профессиональными, чтобы отражать любые напасти. Колючие снаружи, но сладкие внутри. И для меня важнее всего то, что внутри.

6E2A521E-8AA8-406C-B1CE-FE0CEC0B0DB6_1_201_a
21CD63D0-8B3A-4EBD-852F-AAC571F071E7
29C57496-EE85-4E40-B78E-5C1343CA7DBC
EA51DF2D-B112-481E-BB80-AA35C1B69DE9
D1081DA6-FA8D-4A95-92F0-EBCA1024A5FA

 

22.10.2020 / создан / в ,
Кошерное вино

Любой еврейский праздник начинается и заканчивается с благословения над вином. Множество религизных обрядов, таких, как обрезание, хупа, послетрапезная молитва и т. д., совершаются в сопровождении аналогичного благословения. В Иерусалимском Храме вино возливалось на алтарь во время жертвоприношений.

С глубокой древности вину придавали сакральное, мистическое значение в различных культурах, культах и вероисповеданиях. Оно использовалось и порой ныне используется в различных формах языческих богослужений. Именно поэтому к вину в еврейской традиции предъявляются особые требования. Эти ограничения регулируют использование вина не только в ритуальных, но и в обычных пищевых целях.

Прежде всего, если вино изготовлено из винограда, выращенного в Израиле, то он должен удовлетворять упоминавшимся выше требованиям, предъявляемым к плодам Святой Земли: трумот, орла, нэта-реваи, шмита.

Все стадии производства кошерного вина, а также его дальнейшая обработка, разлив и т.п. должны производиться евреями соблюдающими Шаббат. Бутылки должны быть закрыты двойной печатью. Только еврей может прикасаться к вину, виноградному соку и продуктам, их содержащим, во время изготовления или после распечатывания бутылки. Открытое вино или виноградный сок, к которому прикоснулся нееврей становится некошерным.

Кроме этого, естественно, при изготовление вина не должны использоваться никакие некошерные ингредиенты (фильтры, органические осветлители, вкусовые добавки и консерванты).

Йайин-мевушаль

Вино, прокипяченное перед розливом, называется йайин-мевушаль (вареное вино). Во времена Храма такая процедура делала вино непригодным для жертвоприношения. Поскольку такое вино не обладает “сакральным” статусом, к йайин-мевушаль не относится запрет на прикосновение нееврея. На бутылке такого вина, кроме знака кошерности, должна быть надпись “йайин-мевушаль”.

Другие алкогольные напитки, сделанные из винограда (коньяк, бренди, граппа, чача) либо содержащие вино или виноградный сок, также должны иметь на бутылке знак кошерности.

Ко всем остальным алкогольным напиткам предъявляется лишь требование отсутствия каких либо некошерных виноградных ингредиентов (включая выстаивание в бочках из под вина или коньяка) или некошерных вкусовых добавок.

Следующие напитки являются кошерными по определению и не требуют знака кошерности: пиво, кроме некоторых темных сортов; водка, кроме некоторых сортов со вкусовыми добавками; виски, кроме сортов выдержанных в бочках из под вина или коньяка (например, Macallan); ром, кроме сортов выдержанных в бочках из под вина или коньяка; текила (серебряная или белая); джин.

 

https://ru.chabad.org

21.10.2020 / создан / в ,
Источники бездны и окна небесные

Написано в Торе: “В шестисотый год жизни Ноаха… разверзлись все источники великой бездны и окна небесные отворились”. По этому поводу говорится в книге Зогар: “И в шестьсот лет шестого тысячелетия раскроются врата мудрости свыше и источники мудрости внизу, и приготовится мир к вступлению в седьмое тысячелетие…” Здесь упомянуты два аспекта: “врата мудрости свыше” и “источники мудрости внизу” (на которые намекают слова “окна небесные” и “источники бездны”). “Мудрость свыше” означает мудрость Торы, а “мудрость внизу” – светские науки.

И на самом деле в это время произошло еще большее раскрытие мудрости Торы, а именно – ее внутренних аспектов. И на это же время приходится также начало еще большего развития светских наук.

Однако же не все тут ясно. Можно понять, каким образом раскрытие внутренних аспектов Торы является подготовкой “к вступлению в седьмое тысячелетие”: поскольку с приходом Машиаха “полна будет земля знанием Б-га, как вода покрывает море”, то вполне логично, что перед его приходом, в качестве подготовки, произойдет раскрытие сокровенного уровня Торы, подобное раскрытию Торы Машиаха. Но какое отношение к “вступлению в седьмое тысячелетие” имеют научные открытия и научный прогресс?

Кроме того, поскольку в Зогар эти две идеи упоминаются вместе, то между ними, очевидно, существует связь. То, что в вышеуказанное время началось новое раскрытие мудрости Торы как подготовка к приходу Машиаха, явилось в свою очередь причиной нового развития светских наук. Но необходимо понять, в чем же может заключаться связь между ними, ведь научная мудрость неизмеримо ниже по уровню (“внизу”), чем мудрость Торы (“свыше”) и в особенности, если речь идет о ее внутренних аспектах.

Как сказано в Мидраше, весь мир и все, что его наполняет, был сотворен “ради Торы и ради Израиля”. И “все, что создал Всевышний в мире своем, – создал Он во славу Себе” . Поэтому наивысшее предназначение каждой сотворенной вещи заключается в том, чтобы она была использована евреем для служения Творцу. То же самое относится и к светским наукам. Их развитие было предназначено для того, чтобы, как сказано в книге Тания , “использовать их для служения Б-гу или для изучения Его Торы” (однако, поскольку разум не всякого человека способен на такое, Алтер Ребе далее пишет в Тании: “И в этом причина того, что Рамбам, Рамбан и иже с ними занимались светскими науками”, – то есть это является уделом особых людей из разряда вышеназванных, тот же, кто не относится к этому разряду, наоборот “оскверняет силы интеллекта – Мудрость, Понимание и Знание – своей Б-жественной души”)[1].

Поскольку в книге Зогар ускоренное развитие наук связывается с идеей “вступления в седьмое тысячелетие”, то польза от этих наук, применимая в служении Всевышнему, должна выражаться в чем-то, что является подготовкой к тому новому, что раскроется в мире с приходом Машиаха.

Одно из главных предначертаний, которые воплотятся с приходом Машиаха, это то, что “и откроется слава Б-га, и увидит всякая плоть разом, что изрекли уста Б-га” . То есть раскрытие Б-жественности в грядущем будет заключаться не только в том, что, как говорилось выше, “полна будет земля знанием Б-га”, но также в том, что “всякая плоть”, то есть физическая материя увидит, “что изрекли уста Б-га”. Это означает, что раскрытие Б-жественности будет очевидно не только для духовного умственного созерцания, но станет физически видимым для человеческих глаз . И даже более того, поскольку сказано, что “увидит всякая плоть”, а не “увидят глаза всякой плоти” (как, скажем, в словах “и узрят наши глаза” ), то из этого следует, что не только “материальные глаза”, но и сама материальная плоть увидит, “что изрекли уста Б-га”.

И связь между научным прогрессом и идеей “вступления в седьмое тысячелетие” заключается в том, что использование наук “для служения Б-гу или для изучения Его Торы” помогает подготовиться во всем, что связано со служением Творцу, к некому подобию того раскрытия, о котором сказано, что “увидит всякая плоть” (ощутимым физическим зрением).

Можно привести следующий тому пример. Не так давно были открыты природные явления (которые существовали в мире со дня его сотворения, но не были известны людям), использование которых позволяет голосу человека при помощи телефона или, в еще большей степени, при помощи радио быть моментально услышанным в совершенно другом, удаленном месте. Даже на другом конце света, на Луне и т.д. А более недавние изобретения позволяют даже видеть человека и все, что он делает.

Эти открытия в мире, позволяющие видеть человека и слышать каждое его слово в ту же секунду, что оно произносится, во всех концах света, дают людям реально ощутимую иллюстрацию идеи “ока видящего и уха слышащего” . Более того, уж если “око” земное может видеть (а “ухо” земное, соответственно, может слышать), что происходит во всех концах света, то уж тем более Высшее “око” (или “ухо”). “Давший человеку уши разве не услышит? Сотворивший глаза разве не увидит?” Ведь для Него нет ограничений. И что бы человек ни делал, даже укрывшись за семью дверями, – в эту же секунду “око видит и ухо слышит” и “все деяния записываются в книгу”.

И когда у человека есть столь ощутимый пример, то для него осознание того, что “вот Всевышний над ним…, и Он смотрит на него и испытывает почки и сердце, служит ли он Ему, как подобает”, не ограничивается лишь пониманием его разума (что не всегда обладает полным эффектом воздействия на человека). Оно становится гораздо ближе к физическим чувствам человека и, естественно, больше воздействует на его эмоции и на его мысли, речи и действия.

Однако, поскольку в книге Зогар развитие наук связывается с раскрытием внутренних аспектов Торы и с “вступлением в седьмое тысячелетие”, то это показывает, что именно в этом и заключается все предназначение этого развития (а тот факт, что у людей есть возможность использовать научный прогресс для других целей, объясняется исключительно с точки зрения свободы выбора). То есть, само по себе то, что мы можем использовать развитие наук в служении Б-гу в качестве поучительного примера (как в примере с радио) вовсе не является истинным предназначением научного прогресса. Истинное же предназначение развития науки заключается в том, чтобы сама наука использовалась для Торы и исполнения заповедей. Более того, поскольку Зогар связывает научный прогресс с раскрытием именно внутренних аспектов Торы, очевидно, что развитие наук предназначено в основном для раскрытия и распространения именно этих знаний.

Как уже говорилось выше, эра Машиаха приведет в мир раскрытие двух новых аспектов: “полна будет земля знанием Б-га, как вода покрывает море”; и это осуществится таким образом, что “и увидит всякая плоть” и т.д. Подобно этому, предназначение и главное достижение использования наук для распространения знаний о внутренних аспектах Торы (которые, как было упомянуто, являются подобием “Торы Машиаха”) заключается в том, чтобы это раскрытие глубин Торы, являющееся подготовкой к раскрытию “Торы Машиаха”, происходило (хотя бы в “подобии”) таким образом, который отражает оба эти аспекта (“полна будет земля…” и “увидит всякая плоть…”). Например, когда радио используется для распространения учения о внутренних аспектах Торы, изучаемый предмет оказывается слышен физически и повсеместно. Более того, преподаваемое по радио учение хасидизма распространяется по всему миру, и даже там, где нет радиоприемника, чтобы принять трансляцию (поскольку, как известно, радиоволны, несущие голос учения, распространяются повсеместно, а радиоприемник лишь принимает и трансформирует их, но не создает голоса). Получается, что посредством использования научных технологий для распространения знаний о внутренних аспектах Торы достигается подобие того, что “полна будет земля знанием Б-га” – без ограничений, повсеместно; и это достигается таким образом, что “и увидит всякая плоть” – голос учения буквально в ту же секунду слышится физически.

Но даже вышесказанное все еще является примером использования научных достижений для чего-то другого, связанного в данном случае с Торой и ее Заповедями. Однако в науке как таковой мы не усмотрели пока ничего “Б-жественного”. Истинное слияние науки и Торы означает возможность увидеть в самой научной мудрости некоторые из аспектов внутреннего смысла Торы. Вот один из главных примеров того, как это видно воочию. Во внутренних аспектах Торы раскрывается идея “простого единства” Всевышнего в мире. Несмотря на обилие творений, их множественность ничуть не противоречит абсолютному единству Творца. И на самом деле, наоборот: это обилие проистекает от “простого единства” Б-га, как это объясняется в различных источниках . Поскольку же сущность бытия этого мира – есть абсолютное единство Б-га, то это проявляется и в самой физической природе мира – в том, что ему присуще некое “единство”.

И эта идея присущего миру единства (в сущности своей отражающего “простое единство” Б-га) все больше и больше раскрывается по мере развития современной науки. Когда-то считалось, что силы природы представляют собой множество отдельных видов энергии, и что вещество состоит из множества различных элементов. Однако чем больше развивается наука, тем более очевидным становится тот факт, что различие и множественность в составе элементов есть не более чем внешний аспект, имеющий отношение к способу соединения фрагментов вещества, их сжатию и расширению и т.д. И становится все меньше само количество базисных элементов вещества, выделяемых наукой. Вплоть до того, что становится признанным, что основа физического бытия состоит в соединении лишь двух аспектов: количества и качества (материя, несущая энергию, и сама энергия).

В этом и заключается связь между развитием светских наук и раскрытием внутренних аспектов Торы, знаменующая подготовку мира к “вступлению в седьмое тысячелетие”. Раскрытие внутреннего смысла Торы автоматически влечет за собой развитие наук, поскольку тем самым достигается подобие “Торы Машиаха” (раскрывающей единство Всевышнего в мире); и достигается это способом, который подобен (по крайней мере) идее “и увидит всякая плоть”. То есть мир становится вместилищем для единства Б-га, и в то же время становится видимым “единство” в самом мире. А это приводит к очевидному постижению того, что на самом деле это единство есть ни что иное, как “простое единство” Творца (раскрываемое во внутренних аспектах Торы). И благодаря этому – “приготовится мир к вступлению в седьмое тысячелетие” в самом скорейшем будущем.

ПРИМЕЧАНИЯ
 
1. После вышесказанного Ребе в беседе делает следующую оговорку: “Здесь нужно отметить следующее (хоть это и очевидно само по себе): все вышесказанное не имеет никакого отношения к вопросу об обучении в колледже или университете, к которому относится строгий запрет и которое сопряжено с опасностью (а “опасность даже строже чем запрет” ). Поскольку вся атмосфера и мировоззрение, царящие в современных учебных заведениях, проникнуты отрицанием Б-жественного Провидения и неверием в способность какой-либо силы вмешиваться в естественный порядок мироздания и его законы (причем настолько, что это считается чем-то само собой разумеющимся (и не требующим доказательств) и основой всего изучения, которую не нужно даже вслух оговаривать). А во многих таких заведениях изучаются также еретические учения, языческие культы и т.п. И в них, практически повсеместно, полностью отсутствуют какие-либо границы стыда и скромности. Настолько, что те, кто держит себя в соответствующих рамках, подвергаются насмешкам. А тот, кто ведет себя наиболее вызывающе, считается лучшим. Ужасающая ситуация в университетских городках, общежитиях и местах отдыха широко известна, и нет нужды подробно обсуждать эту вещь, печальную саму по себе, и масштабы которой ужасающи. А на расхожий “аргумент”, что, дескать, ему (ей) это не повредит, что он выдержит испытание и т.д., можно ответить расхожим же примером о том, что даже совершенный праведник в последний день сто двадцатого года своей жизни на земле в начале дня в благословениях перед молитвой просит Б-га: “И не посылай мне испытание…” И еще много чего можно было бы сказать по этому поводу”.

Развитие науки в преддверии эпохи Машиаха

20.10.2020 / создан / в ,
Чего женщинам прятать?

Вопрос:

Почему Иудаизм предписывает женщинам закрывать свои тела? Есть что-то постыдное или дьявольское в женском теле? Если мужчины не могут контролировать свои позывы, то это их проблемы, а не женщин. Почему женщины должны прятать себя только для того, чтоб не вводить других в искушение?

Ответ:

Вы полагаете, что одежда должна быть скромной лишь для того, чтоб избежать искушения. Это, может быть, так в других религиях, но в случае иудаизма это совсем не так. В еврейской манере одеваться скромно, решающим фактором является не то, как смотрят на женщин другие люди, но в большей степени то, как женщины смотрят сами на себя.

Покрывать что-то не всегда означает стыдиться этого. Вы когда-либо замечали, как мы относимся к свитку Торы? Мы никогда не оставляем его лежать открытым. Он скрыт за многими слоями. Тора хранится в синагоге, в Ковчеге, за занавесом, укрытая мантией и сильно стянутая перевязью. Она вынимается только тогда, когда используется для святой цели, для того, чтобы быть прочитанной во время молитвенной службы. В это особое время мы осторожно отодвигаем занавес, открываем двери ковчега, выносим Тору, раскрываем и разворачиваем ее. Как только чтение Торы законченно, мы немедленно заворачиваем ее снова и уносим.

Почему мы должны все это делать? Почему мы столько хлопочем чтобы укрыть Тору? Мы ее стыдимся? В ней есть что-то, что нужно прятать? Есть в Торе что-то уродливое?

Конечно же нет. Все совсем наоборот.

Поскольку Тора – наше самое святое, поскольку она настолько священна, особенна и драгоценна – мы никогда не оставляем ее выставленной напоказ, если в этом нет необходимости. Мы держим ее покрытой, потому что не хотим относится к ней неуважительно, не хотим быть слишком небрежными к ней. Если бы Тора была всегда открыта и видима, она могла бы стать слишком привычной и ее святость была бы сведена к минимуму. Держа ее вдали от глаз и доставая только в необходимых случаях, мы поддерживаем наше почтение и уважение к Торе.

То же самое и с нашими телами. Тело – это святое творение Б-га. Это – священный дом души. Наше уважение к телу мы проявляем, держа его покрытым. Не потому что это позорно, а именно потому, что это столь прекрасно и драгоценно.

Это верно также и в отношении мужского тела, и законы о скромной одежде распространяются также и на мужчин. Но к женщинам это относится в гораздо большей степени. У женского тела есть красота и сила, которая значительно превосходит мужскую. Согласно Каббале, красота тела женщины более глубока, потому что ее душа приходит с более высокого уровня. По этой причине ее тело должно быть аккуратно закрыто.

В мире, где тело женщины низведено до уровня дешевой рекламной приманки, мы не нуждаемся в доказательстве правоты этой мудрости. Там, где все выставлено напоказ, ничто не свято. Но то, что по-настоящему драгоценно для нас, мы держим укрытым.

Перевод Бориса Копылкова

20.10.2020 / создан / в ,