Мотыга на Бар-Мицву

Мотыга на Бар-Мицву

Каждый из друзей рассказывал о своей Бар-Мицве: где прошло празднование, кто принял участие, что он получил в подарок. В моей юности было принято – и так принято до сих пор во многих харедимных общинах страны Израиля – что гости на Бар-Мицве приносят виновнику торжества в подарок книги по Торе, а если это сын близкого родственника или друга – то целый набор книг, с посвящением и пожеланием того, чтобы мальчик преуспел в Торе и в хасидском поведении.

Ну вот, мы – я и мои одноклассники – рассказывали друг другу, что за книги мы получили в подарок. Некоторые получили также и другие подарки: красивую ручку с выгравированным именем; печать, чтобы ставить на книги экслибрис; бокал для кидуша. Эти подарки, хотя и не книги по Торе, могут также служить целям святости.

Когда дошла очередь до меня, я рассказал, что получил такие-то и такие-то книги по Торе, а ещё от одного из гостей… мотыгу. Да, крестьянскую мотыгу, которой испокон веков копали и рыхлили землю в стране Израиля, где каменистая горная почва не даёт пользоваться ни лопатой, ни плугом. К мотыге было приложено посвящение, цитата из трактата Авот: «Мирская жизнь предшествовала Торе», и подпись подарившего. Все мои одноклассники удивлялись: какое имеет отношение мотыга к празднованию бар-мицвы в совсем не крестьянской семье?

В жизни мы часто дарим и получаем подарки: супруги, родственники, друзья. Подавляющее большинство этих подарков – знаки приязни, любви или благодарности. Когда мы выбираем подарок, мы обычно думаем: что любит получатель, чего ему не хватает…

*
Недельная глава «Ки таво» всегда читается за две субботы до Рош ѓа-шана, поскольку в ней содержится не только перечень благословений, но и перечень проклятий, а заканчивать год чтением перечня проклятий нехорошо. Начинается наша глава с заповеди приношения первых плодов, «бикурим». Это первые плоды одного из семи видов растений, которыми благословлена страна Израиля, созревшие на земле данного человека. Их требуется принести в Храм и отдать коѓенам. Смысл этой заповеди объяснён в самой Торе: это благодарность Всевышнему за добрую землю, которую Он даровал нам.

Заповедь «бикурим» состоит из трёх частей: принести, вознести и прочитать. Владелец земли приносил корзину с первыми плодами и ставил е возле жертвенника. После этого он один раз поднимал корзину вверх и произносил текст из Торы: «А ты возгласи и скажи пред Г-сподом, Б-гом твоим: “Арамеец губил отца моего, и тот спустился в Египет, и проживал там с немногими людьми, и стал там народом великим, сильным и многочисленным. Но худо поступали с нами египтяне и притесняли нас, и возлагали на нас работу тяжкую. И возопили мы к Г-споду, Б-гу отцов наших, и услышал Г-сподь голос наш, и увидел бедствие наше и труды наши, и угнетение наше. И вывел нас Г-сподь из Египта рукою сильною и мышцею простертою, и страхом великим, и знамениями, и чудесами. И привел нас на место это, и дал нам землю эту, землю, текущую молоком и медом. А теперь вот принес я первые плоды земли, которую дал Ты мне, Г-споди!”.

Из всей истории еврейского народа от Авраѓама до прихода в страну Израиля Тора выбирает для этой декларации два момента. «Арамеец губил отца моего» – Лаван пытался физически и духовно погубить Яакова, когда еврейский народ состоял ещё всего из одной семьи. И исход из Египта, превращение евреев из рабов в свободный народ. Не упомянуты ни спасение Яакова и его семьи от Эсава, ни рассечение Тростникового моря, ни война с Амалеком, ни ман, ни другие чудесные события. Почему в «декларации первых плодов» упоминаются только два исторических момента и только эти моменты?

Вот объяснение Ребе. Приношение первых плодов – это знак благодарности, но не просто за то, что у нас есть страна. Раши говорит, что евреи начали выполнять заповедь первых плодов только после того, как завоевали всю страну Израиля и разделили землю, так что каждая семья получила свой удел. Приношение «бикурим» – благодарность за то, что мы постоянно обитаем на нашей земле и она приносит нам плоды. Поэтому и среди чудес, случившихся с евреями, мы вспоминаем при этом лишь о чудесах, произошедших во время постоянного проживания в каком-либо месте. Не о чудесах «в дороге». Первое случилось, когда Яаков многие годы жил у Лавана, а второе – после того, как евреи 210 лет жили в Египте.

*
Из этого следует, что подарок должен выражать не только отношение к тому, кому дарят, но и собственное положение, собственную личность дарящего. К примеру, когда я посылаю пуримские «мишлоах манот» друзьям и родственникам в Израиль, я посылаю именно продукты из России, кашерные продукты со знаком ѓехшера меѓадрин Главного раввината России. Так я выражаю себя, своё состояние и пребывание в той стране, где работаю. Поэтому тот, кто дарит книгу по Торе, выражает себя как изучающего Тору, а тот, кто дарит на бар-мицву мотыгу, выражает себя как исполняющего священную заповедь заселения и возделывания страны Израиля: «мирская жизнь предшествовала Торе».

Гут шабес
Шия

21.09.2019 / создан / в ,
Комментарии

Комментарии запрещены