Митрополит Иларион выступил на заседании Рабочей группы по подготовке Концепции учебного курса для школ «История России»

Митрополит Иларион выступил на заседании Рабочей группы по подготовке Концепции учебного курса для школ «История России»

Москва, 18 июня 2020 г.

17 июня 2020 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион принял участие в заседании Рабочей группы по подготовке Концепции учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, сообщает Патриархия.ru.

Разрабатываемый документ является частью комплекта концептуально-нормативных материалов, определяющих основы изучения отечественной истории в современной российской школе. Он призван дополнить положения созданной ранее Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и развить их применительно к реальной учебной практике.

Возглавил заседание, которое прошло в онлайн-режиме, руководитель Рабочей группы С.Е. Нарышкин, председатель Российского исторического общества.

В числе участников обсуждения были, в частности, заместители руководителя Рабочей группы: помощник Президента Российской Федерации, председатель Российского военно-исторического общества В.Р. Мединский, и.о. руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки А.А. Музаев и председатель Попечительского совета Российской академии образования О.Ю. Васильева, а также научный руководитель Рабочей группы, сопредседатель Российского исторического общества, председатель Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей истории и обществознания» А.О. Чубарьян, ответственный секретарь — заместитель председателя Правления Российского исторического общества А.Е. Петров. Кроме того, в заседании Рабочей группы приняли участие: начальник Управления Президента Российской Федерации по общественным проектам С.Г. Новиков; заместитель начальника Управления Президента России по научно-образовательной политике Д.С. Секиринский; заместитель министра просвещения РФ Д.Е. Грибов; заместитель министра культуры РФ Н.П. Овсиенко; председатель комитета Государственной Думы Российской Федерации по образованию и науке, председатель правления фонда «Русский мир» В.А. Никонов; ректор МГИМО МИД России, сопредседатель Российского исторического общества А.В. Торкунов; ректор Российского государственного гуманитарного университета, член Совета Российского исторического общества А.Б. Безбородов; директор Института всеобщей истории РАН, член-корреспондент РАН М.А. Липкин; вице-президент РАН, директор Института археологии РАН, член Президиума Российского исторического общества Н.А. Макаров; председатель Правления Российского исторического общества, проректор МГУ имени М.В. Ломоносова, руководитель Центра ИСПИ РАН С.М. Шахрай; директор Государственного исторического музея, член Президиума Российского исторического общества А.К. Левыкин; научный руководитель Государственного архива Российской Федерации, член Совета Российского исторического общества С.В. Мироненко, другие представители государственных структур, видные ученые, деятели культуры и образования.

Выступая перед участниками заседания, митрополит Волоколамский Иларион констатировал выверенность и тщательную проработку представленного текста Концепции учебного курса «История России», особо отметив, что в прошлом в преподавании этого предмета зачастую наблюдался определенный перекос: история государства Российского воспринималась, прежде всего, как политическая история. Однако в представленной ныне Концепции «такого перекоса нет, и должное внимание уделяется духовно-нравственной истории нашего Отечества, деятелям культуры, религиозным деятелям», отметил владыка.

«Я думаю, что это очень положительный аспект документа, который мы сейчас рассматриваем», — сказал иерарх.

Владыка Иларион также обратил внимание участников обсуждения на социально-психологические особенности сегодняшнего молодого поколения. К ним относятся, в частности, психологическая зависимость от виртуальной среды, так называемое клиповое сознание, внушаемость по отношению к идеям, в том числе деструктивным, а также способам воздействия на личность через дополненную гибридную реальность информационного пространства, отсутствие нравственных ориентиров, основанных на абсолютных ценностях, ощущение себя в качестве взрослых при отсутствии социальной и личностной зрелости, что вызывает неустойчивость и тревожность психики, требующей постоянного сопровождения, отсутствие твердости в достижении целей, повышенную чувствительность к критике и неудачам. «Очень важно, чтобы при разработке Концепции учитывалось в полной мере своеобразие сегодняшнего молодого поколения. Это касается и тематики, и подачи материала», — уверен митрополит Иларион.

Он также указал на необходимость взаимосвязанности курса истории России с другими социально-гуманитарными учебными предметами, в том числе такими, как «Основы религиозной культуры и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Причем это должна быть не только тематическая, но и ценностная, мировоззренческая связь. Архипастырь отметил: «Именно ценности, имеющие традиционный характер, должны быть в полной мере отражены в этом учебном курсе. А эти ценности, конечно, неразрывно связаны с религией и культурой нашей страны».

Митрополит Волоколамский Иларион также напомнил, что в России в настоящее время развивается признанная государством и поддержанная всеми традиционными религиями отрасль знания — теология. Было бы правильным привлекать теологов к разработке учебного курса «История России», подчеркнул иерарх, отметив, в частности, что Президент Российской Федерации в приветствии участникам III Международной научной конференции «Теология в научно-образовательном пространстве: религия, культура, просвещение» упомянул о значимости повышения роли теологии в сфере гуманитарного знания, в сбережении духовно-нравственных ценностей и культурного наследия народов России, в воспитании подрастающего поколения.

Высказав также некоторые поправки и предложения в отношении представленного проекта, владыка Иларион резюмировал: «Я хотел бы сердечно поздравить разработчиков Концепции и всех нас с тем, что у нас появился такой замечательный документ, на основе которого, я думаю, будет в дальнейшем вестись преподавание истории в наших учебных заведениях».

18.06.2020 / создан / в ,
Комментарии

Комментарии запрещены