Любовь – это желание давать

Любовь – это желание давать

Ещё в детском саду мне рассказывали, что к разрушению Первого и Второго храмов Девятого ава привела ненависть меду евреями. Со временем я изучил больше источников и понял, что, вообще говоря, было больше причин тяжёлого положения евреев в те дни. Первой из них был грех разведчиков, ещё во время пребывания в пустыне; в дни Первого храма евреи грешили идолопоклонством, убийством и развратом, нарушением субботы и прочим. Но импринтинг детского возраста сильнее, и я всегда ощущаю, что главная вина лежит на отсутствии любви и дружбы между евреями.

Об этом писал и Ребе в одном из своих писем: «Уже много месяцев мы говорим о необходимости единства евреев, дружбы и прекращения споров. Ведь таким образом мы устраним причину изгнания, то есть устраним само изгнание и приведём Избавление. Любое усилие в этой области приближает Избавление, и каждый, кто желает и ожидает Избавления, обязан приложить усилия к укреплению единства евреев и остерегаться противоположного состояния».

*

На этой неделе я дважды увидел, что такое единство евреев и что можно сделать с его помощью. Даже когда нелегко, с помощью друзей можно добиться больших результатов. Ведь та любовь и дружба, о которой мы говорим – это любовь без причины, просто потому что перед тобой еврей, перед тобой человек. Любовь не рассчитывает на вознаграждение и даже на ответное хорошее отношение. Любовь – это желание давать. Ведь нам заповедано «идти по путям Всевышнего», а о Нём сказано, что Он добр, и главное свойство доброго – делать добро. Просто так.

Я пришёл на работу, в еврейский благотворительный центр, и увидел женщину, хасидского вида, с ребёнком в коляске, которая что-то искала. Я подошёл к ней, чтобы спросить, чем ей можно помочь. Она ответила, что прилетела с Дальнего Востока в Москву, чтобы зайти к врачу в еврейской поликлинике «Рамбам» в благотворительном центре. И ещё перед тем, как я пошёл дальше, она добавила: «Передайте привет Вашей жене, и спасибо вам за тот шабат, который я провела у вас несколько лет назад».

Я остановился и попытался вспомнить, что это за женщина, откуда она знает мою семью и когда она была у нас. Она улыбнулась и сказала: «Вы меня и не можете узнать. Когда я была у вас, я выглядела совсем по-другому». Вкратце она рассказала историю своей жизни: выросла в религиозной семье, но вышла за пределы соблюдения заповедей. Несколько лет назад она прилетела в Москву, чтобы сменить обстановку и поработать волонтёром в некоей организации. Но часто она приходила в еврейский центр в Марьиной Роще, иногда поесть в ресторане, иногда просто побыть среди евреев. Как-то её встретила моя жена и пригласила к нам на шабат. Это был очень приятный шабат. «Я отработала в Москве год, но не хотела возвращаться домой, и поехала на Восток. Как-то я зашла в Бейт-Хабад в одном из городов, посмотреть, что там. Зашла на несколько минут – и осталась на два года. Там я встретила еврейство заново. Супружеская пара шалиахов, работавших там, встретили меня, не обращая внимания на мой вид и привычки. Они предложили мне поесть, расспросили, а потом женщина предложила поучить вместе «Танию». Первый же урок просто оглушил меня. То внимание, которое мне оказали, и слова «Тании» заставили меня приходить снова и снова. Я жила там два года, при этом проводила разнообразные программы для девушек, которые, как и я, приехали на Восток в поисках приключений. Я как бы стала сама шалиахом, и стала соблюдать заповеди, серьёзно молиться и учиться. Та любовь, то сердечное отношение, которое я встретила в том Бейт-Хабаде, привели меня к решению: я тоже хочу создать такую семью, тоже хочу стать шалиахом и так же встречать людей. Я вышла замуж (у моего мужа тоже есть не менее интересная история), и вскоре после свадьбы мы поехали в шлихут на Восток. Мы руководим Бейт-Хабадом, и встречаем огромную любовь со стороны множества евреев – как и обещал Ребе».

Я поблагодарил женщину за рассказ и долго не мог перестать думать о нём. Сколького можно добиться сердечным отношением к человеку как он есть! Сколько возможностей для этого встречается нам в жизни! Стоит лишь присмотреться получше – и мы сможем использовать их, чтобы увеличить количество любви и дружбы в мире, так необходимых нам, особенно в эти дни. Я ещё долго «переживал» эту историю.

*

А вот вторая история. В четверг на прошлой неделе звонит мне р.Менахем Лазар, младший брат Главного раввина России р.Берла Лазара, шалиах на родине семьи Лазар – в Милане. Звонит и просит помощи. Сперва я подумал, что помощь нужна ему – нет, оказалась, что р.Менахем заботится о совсем посторонней еврейской женщине. Вдова, без детей, живёт в одном из провинциальных городов России. Она приехала в туристическую поездку в Италию и тяжело пострадала в дорожной аварии. Когда это стало известно р.Менахему, он поехал в лечебный центр, чтобы узнать, что он может сделать для этой женщины. Но врачи сказали, что по их мнению она проживёт ещё лишь несколько дней – такой тяжёлой была авария.

Р.Менахем тут же начал искать семью женщины в России. Оказалось, что вся семья – это престарелая мать и брат той женщины, ухаживающий за ней. Брат тут же собрался лететь в Италию, чтобы выяснить, что можно сделать для его единственной сестры, или по крайней мере успеть проститься с ней. Но кто будет ухаживать за старой мамой? И он ещё должен попросить визу в посольстве Италии в Москве, найти деньги на билет, найти где жить в то время, как итальянское посольство будет делать визу, найти жильё и питание в Милане, найти нотариуса для заверения всяких документов и ещё тысяча и одно дело. И всё это нужно сделать как можно быстрее, каждый час на счету.

Всевышний дал человеку разум, а человек изобрёл WhatsApp. Рав Менахем открыл группу, в ней было примерно десять человек, готовых помочь всем, чем могут, еврейской семье, которую они вообще не знают. В группе появляются сообщения на иврите, итальянском, русском, английском. И вот уже в этот вторник брат несчастной женщины прибыл в Италию, и сейчас находится у постели своей сестры, молясь о благополучном исходе. А о его нуждах, материальных и духовных, заботится р.Менахем Лазар, в лучших традициях семьи Лазар.

*

В последней беседе, которую мы слышали от Ребе, он сказал следующее:

– Есть заповедь «возлюби ближнего как самого себя». «Ближний» – это не только тот, кто близко. Это не только твой друг. «Ближним» считается даже еврей, находящийся на другом краю света. А основывается такое понимание на том, что сказал Алтер ребе в «Тании»: душа каждого, именно каждого еврея является «в прямом смысле частью Б-га Всевышнего. А если ты держишь что-то за его край, ты держишь всю эту вещь. Следовательно, имея дело с любым евреем, мы имеем дело со всеми евреями. Все они одинаково «ближние». А если необходимо исправить в человеке нечто неправильное, это успешнее всего можно сделать, влияя на него с правильной стороны, а не хватаясь за неправильную. И только мирно, только дружелюбно!

*

Пусть пост Девятого ава, отодвинувшийся с этой субботы, отодвинется навеки, и мы удостоимся дня, который весь Суббота, при приходе Машиаха во время полного Избавления!

Гут шабес
Шия

11.08.2019 / создан / в ,
Комментарии

Комментарии запрещены