Кто же они евреи Гибралтара?

Кто же они евреи Гибралтара?

На прошлой неделе замечательный израильский гид Анна Нисневич начала знакомить нас с общиной Гибралтара и её историей. Но община – это не место, или не только место. Община-это люди! В комментарии Сончино читаем: “Следует отметить, что в Торе не сказано: “Я буду обитать в нем”, но сказано : “Я буду обитать среди них”. То есть среди людей. Это означает, что Б-жественное Присутствие проявляется не столько через сам Храм, сколько через народ, построивший его: « Не Храм является причиной раскрытия Б-жественного Присутствия, а самоотверженное желание людей ощутить руку Всевышнего, управляющего миром везде и повсюду”. 

Кто же они евреи Гибралтара?

Не пугайтесь, я не собираюсь писать про всех, но текст будет длинным, а порой с неожиданными сюжетными линиями.
В Малаге живет чудесная еврейская мама из всех анекдотов. По ощущениям эта двухсот килограммовая дама роста метр восемьдесят и является настоящим главой общины. Так вот, ее сын держит в Гибралтаре пиццерию. Но не о них, хотя семья Леви, безусловно, достойна уважения.
Евреи Гибралтара говорили на испанском и ладино, французском и арабском, английском и иврите. Испания стала мачехой, и они нашли новый дом в Гибралтаре. Почему? «А потому, что евреи любят море», – сказал Рафи Кассимов.

Читайте также

Йерушалаим ха Ктана или Гибралтар — Наш!

 

История первая.

В 1474 году Педро де Эреко де Кордова решил, что он хочет заселить в Гибралтар евреев. Землей владел герцог Медина, ему предложили оплатить кавалерию. Зачем это было нужно Педро? Он был конверсос, да и евреи, которых он заселил, тоже. И очень им хотелось вернуться к нормальной еврейской жизни и получить экономические возможности для существования. Они оплатили создание конницы и стали ее содержать. Через десять лет герцог сменил милость на гнев и изгнал евреев. Возвращаться было некуда, поэтому кто-то сбежал, а кто-то ушел в подполье.

 

67120458_10219486360652430_4738880766228824064_nИстория вторая.

В 1713 году Гибралтар переходит к Англии, евреи едут из Африки и Марокко, потому что нужно торговать; из Амстердама, чтобы развивать морскую торговлю. Африканские и португальские – бывшие конверсос. В начале XIX века в Гибралтаре был гарнизон, который нужно было содержать. Деньги дал дон Аарон Кардоца (Кардозо) тунисский и алжирский консул в Гибралтаре, заключивший мир между Тунисом и Португалией, рыцарь Почетного легиона и главный поставщик эскадры вице-адмирала Нельсона. Кроме перечисленного он спас от смерти английских матросов, приговоренных к казни беем Ораном Сиди-Магометом, и владел половиной земель Гибралтара. Его дом сегодня является муниципалитетом Гибралтара.

 

История третья.

В Гибралтаре два еврейских кладбища – старое и новое. Старое кладбище Уиндмилл-Хилл находится недалеко от входа в заповедник, на склоне горы. Самые древние из известных захоронений датируются 1746 годом, но логично предположить, что есть и те, которые старше. Кладбище было закрыто в 1848 году. До недавнего времени многие могилы были покрыты грязью и торфом. Многие могильные плиты упали, да и надписи на них уже не разобрать. Зимой и весной оно зарастает, что создает впечатление запущенности.
В течение зимних и весенних месяцев растительность обильна, что создаёт впечатление запущенности. Но это не так. Весной еврейское кладбище превращается в место гнездования Берберийской каменной куропатки, которая является одним из символов Гибралтара. К празднику Лаг Ба-Омер этот период заканчивается – кладбище очищают от растительности.
На кладбище есть участок, названный Цадиким (Праведники). Там похоронен рав Шломо Абудрам, потомок рава Давида Абудрама, жившего в Севилье в XIV веке. Рав Давид Абудрам был автором знаменитой книги о молитвах и благословениях “Сефер Абудрам”. Рав Шломо прибыл в Гибралтар из Марокко в 1790 году. Среди его учеников были р. Менахем Нахон и р.Моше ха Леви – учителя знаменитого раввина и каббалиста рава Ицхака бен Валида, автора книги “Вайомер Ицхак”. Рав Шломо был почитаем общиной. Вскоре после его прибытия в Гибралтар несколько семей решили построить новую синагогу. Видимо, это было связано с тем, что литургия и традиции, которых придерживались в синагоге Шаар ха Шамаим, были уж очень марокканскими. Новая синагога, названная Нефуцот Иехуда (ул. Уолл-Роуд) и известная как Эснога Фламенга (Фламандская синагога), придерживалась португальской традиции. Рав Шломо заложил мемориальный камень в синагоге.

67075916_10219486325171543_7872697348743233536_oУ рава Шломо Абудрама был свой Бейт Мидраш (Дом Учения), изначально принадлежавший масонской ложе Гибралтара. После его смерти это место стало использоваться общиной как синагога и была названа в память о нем синагогой Абудрам.

Из известных людей на кладбище так же похоронены раввин Рафаэль Моше Хасан. О нем известно только то, что он раввин, мудрец и судья (даян); раввин Авраам Хаим Бургель, сын рава и каббалиста Натана Бургеля из Туниса, специалиста по вопросам, касающимися Храма и ритуальной чистоты. Его книга “Хок Натан” печатается сегодня со всеми изданиями Талмуда. О ней очень высоко отзывался Хефец Хаим; рав Ишайя Анахори – мудрец и судья (даян); раввин и судья Йосеф Элимелех бен Аюш – раввин Рабат-Сале (Марокко) и потом стал судьей (даян) в Гибралтаре; раввин и учитель Авраам Исраэль; раввин Исраэль бен Ишайя – глава религиозного суда в Гибралтаре. После его кончины эта должность оставалась вакантной сорок лет: были раввины, но не было главного.

Много еще предстоит сделать для того, чтобы узнать бесчисленные секреты, которые хранит старое еврейское кладбище Гибралтара.

 

История четвертая.

В Гибралтаре родился рав Иехуда Бибас (1789- 1852), сефардский раввин, толкователь Торы, каббалист, сионист и путешественник.

Он был равом острова Керкира (Корфу). У него была академическая степень по экономике. Рав Иехуда Бибас призывал прекратить ждать Избавление, а вместо этого сделать все, чтобы оно наступило. Он предшествовал политическому сионизму. Его учеником был рав Иехуда Алкаклай, который передавал его слова о том , что необходимо всем переехать в Эрец Исраэль и создать там и экономическую базу тоже. Под влиянием греческой войны за независимость он призывал евреев, подобно грекам, научиться пользоваться оружием и, подняв бунт против Оттоманских властей, создать свое государство. Его призыв к вооруженному сопротивлению был новаторским и предшествовал сионизму.

После смерти отца он переехал в дом своего деда в Ливорно. Там он получил основное образование. Далее он стал главой иешивы в Гибралтаре. В этой иешиве учились многие раввины Италии, Англии и Северной Африки. В 1810 году он прибыл в Лондон и, видимо, в это время он познакомился и наладил отношения с Моше Монтефиоре. После этого он вернулся в Ливорно, и благодаря статусу в общине, принимал у себя дома посланников из общин Святой Земли. Он собирал для них деньги и улаживал конфликты, которые между ними возникали. С 1831 года стал раввином еврейской (Итальянской) общины в Корфу. В рамках своей деятельности рав Иехуда Бибас делал много для общины, руководил образовательными учреждениями и следил за кошерностью этрогов, которые выращивали на Корфу для многих еврейских общин. В 1839-1840 г.г. он ездил по различным еврейским общинам Европы и призывал евреев переехать в Израиль, чтобы стать там реальной силой. В ту же поездку он посетил Земун и встретился там с равом Иехудой Алкалаем. Рав Алкалай назвал его “Святым Б-жьим человеком”, “Равом Чудотворцем”, “Б-жественным кабалистом” и написал, что он “потряс его сердце”. О его деятельности узнали шотландские миссионеры. Шотландцы, узнав о нем, захотели с ним встретиться. Они разговаривали с ним долго осенью 1839 года, услышав, что его путешествие было предназначено «вызвать исправления среди его братьев», «путешествует ради своих младших братьев, чтобы узнать, что можно сделать для них».

“Необходимо отменить халуку на Святой Земле и при необходимости использовать штыки”, – считал рав. Планы по покупке земли Монтефиоре не имеют смысла, если ее некому будет защищать. В 1852 году, через год после смерти жены он переехал в Израиль и был принят своими учениками в Яффо.

Затем он переехал в Хеврон, где основал свой Бейт-Мидраш и большую библиотеку.

Он скончался 17 ноября 1852 года, всего через два месяца после его иммиграции в Израиль, и был похоронен на древнем кладбище в Хевроне. Мудрецы из Хеврона описали его смерть в письме к народу Измира: “Его смерть была как поцелуй ангела: произнося слова Торы, он настолько объединялся с Творцом , что практически терял сознание, теперь же он вернулся к Отцу.”

Видимо, его дети умерли при его жизни – его дом в Хевроне стал “сефардским колелем”.

Еврейская община Хеврона проводила для него церемонию каждый год в ночь на Йом Кипур, и его имя упоминается в книге памяти общины.

В его честь названы улицы в районе Нахлаот в Иерусалиме и в Тверии.

Раввин Иегуда Бибас был уникальной фигурой среди раввинов своего поколения. Его взгляды на способы приблизить искупление были далеко идущими. Он считал, что ответ, требуемый для искупления, не означает пост, покаяние и молитву, а скорее реальное возвращение евреев в Землю Израиля. Как и другие еврейские мыслители своего времени, такие как ученики Виленского Гаона, он полагал, что пробуждение свыше в Б-ге в значительной степени зависело от пробуждения человечества внизу, о чем говорилось в будущем искуплении еврейского народа.

 

67312241_10219486357212344_4251008219826094080_nИстория пятая.

Новые времена, новые герои.

На одном из зданий в центре Гибралтара есть памятная доска, посвященная лейтенанту Бензихри, героически погибшему во время Второй мировой войны.
Самым известным евреем общины считают министра Иешуа Хасан (1915 -1997), лидера самой большой партии в парламенте Гибралтара. После Второй мировой войны он был лидером гибралтарцев, которые требовали независимости (только в том, что касалось безопасности и внешних сношений). В конце концов, правительство Британии ответило на их требования: Хасан был выбран первым Министром министров. Он пробыл на этом посту двадцать лет. Его дочь репатриировалась и живет в Иерусалиме. В 2008 году его племянник Соломон Леви был мэром города.

06.08.2019 / создан / в ,
Комментарии

Комментарии запрещены