Крик еврейского сердца

Крик еврейского сердца

Про звук шофара, в который трубят в день Рош-Ашана, Баал-Шем-Тов однажды рассказал следующую притчу.

Царский сын много лет провел в изгнании далеко от родного дома, и когда наконец возвратился весь заросший, грязный и оборванный – то никто не признал в нем давно пропавшего принца. Когда же он увидел своего отца, то из сердца его вырвался вопль: “Отец! Отец! Спаси!” Царь узнал голос родного сына и, взволновавшись до глубины души, поспешил ему навстречу.

Душа еврея тоже находится в изгнании вдали от отчего дома. Спускаясь от Престола Славы, она облекается в материальное тело и грубеет и пачкается в грехах. Но в день Рош-Ашана еврейская душа воспламеняется страстным желанием вернуться ко Всевышнему, и тогда она кричит голосом, исходящим из глубин сердца: “Отец! Отец наш небесный, спаси нас!”

В этом смысл звучания шофара – исходящий из глубины сердца крик еврейской души.

Сущность крика

Как объясняется в учении хасидизма, главным аспектом крика является не его содержание, но сама его суть, то есть крик как таковой. Когда человек кричит, в этом есть две стороны: сам факт крика и тот смысл, который человек хочет выразить посредством крика. И в данном случае главным является не смысл, который еврей вкладывает в свой крик, а крик сам по себе.

С точки зрения смысла и содержания могут быть различия между разными людьми: у каждого свои слова, помыслы, желания. Но с точки зрения сущности крика – все равны, каждый взывает к Б-гу и жаждет вернуться к Нему. Кто-то вопит громким голосом, кто-то кричит так, что никто не слышит, но все кричат и взывают к Творцу.

Благословение не впустую

Этот крик, который выражается звуком шофара, возносится безгранично высоко и принимается Всевышним. И доказательством тому служит благословение, которое мы произносим в день Рош-Ашана: “Благословен Ты,.. с милосердием внимающий звуку шофара народа Своего, Израиля”. Ведь существует закон о благословениях, гласящий, что браха произносится лишь в случае абсолютно очевидной необходимости ее произнесения, когда же есть в этом сомнение – благословение произносить не следует. Поскольку еврейский закон предписывает произносить благословение, гласящее, что Всевышний внимает звуку шофара народа Израиля, то это свидетельствует о том, что голос шофара слышится и принимается Творцом.

Рабби Леви-Ицхак из Бердичева приводил тому следующий пример. Ребенок выпрашивал у отца яблоко, а тот ему не давал. Что сделал ребенок? Быстренько произнес благословение, которое нужно сказать перед тем, как есть фрукты: “Благословен… Творящий плод дерева”, – и отец вынужден был дать ему яблоко, чтобы произнесенное благословение не оказалось напрасным. И точно так же, когда еврейский народ благословляет Всевышнего, говоря, что Он с милосердием внимает звуку шофара народа Израиля, то Всевышний, как бы, так и “должен” поступить, чтобы благословение не оказалось произнесенным впустую.

И если так себя ведет земной отец, человек из плоти и крови, который не хочет давать ребенку яблоко, то уж тем более так поступит Всевышний, который желает одарить еврейский народ добром щедрой рукой, и нужно лишь попросить Его об этом. Поэтому можно быть уверенными в том, что когда мы трубим в шофар в день Рош-Ашана, голос его достигает Творца и принимается Им с милосердием, и Он дарует каждому из нас “добрый и сладкий год”!

Из трудов Любавичского Ребе; краткое адаптированное изложение

Изложение р-на Эли Когана

16.09.2020 / создан / в ,
Комментарии

Комментарии запрещены