Кошерная записка

Кошерная записка

Одно дело – слышать, как кто-то рассказывает, что своими глазами видел того, кто своими ушами слышал и т.д., и другое дело – история о знакомом человеке, тем более рассказанная им самим. Всё, что происходит в мире, включая выслушанный рассказ – неспроста, всё это свыше. Если мы слышим историю, мы должны сделать из неё выводы о нашей жизни. Некоторая часть историй, которые я привожу, случилась на моих глазах, в особенности я люблю рассказывать те истории, которые содержат явный урок для нас.
*
«Несколько дней назад меня перевели в другую камеру. Это было тяжело и неудобно. Мало того, что я не знаю, каково положение моей семьи и сколько времени продлится ещё моё заключение… Семью я не видел уже несколько месяцев. Я привык к товарищам по камере, а они привыкли ко мне, к молитвам, к моему соблюдению кашрута, к соблюдению шабата – а я стал соблюдать их гораздо серьёзнее. И вот меня перевели в новую камеру, и нужно завязывать отношения заново».
Рассказчик ненадолго замолчал, посмотрел на меня и продолжил: «Я сел на койку, смотря в пространство и тихо молясь Всевышнему о том, чтобы Он облегчил моё состояние. ‘Дай мне знак, что Ты со мной!’ И через некоторое время я вижу, как в зарешеченном окне появляется сигаретная пачка на нитке, спущенная по «тюремной почте» из камеры верхнего этажа. Спустивший покачивает нитку, чтобы обитатели камеры обратили на неё внимание. Один из заключённых подходит к окну и открывает пачку. Она пуста. Заключённый ругнулся: над ним издеваются… Но тут он обнаружил, что в коробке – записка. Это был кусочек от обёртки колбасы. Но не просто кусочек. На нём была печать кашрута под наблюдением рава Лазара…»
«Я тут же открыл один из моих пакетов, достал пачку вафель, которые вы мне принесли в прошлый раз, оторвал кусочек от обёртки – такой, чтобы на нём была печать кашрута рава Лазара, положил в сигаретную пачку и чуть подёргал. Пачка поднялась кверху. Я ждал, что будет – и сверху на нитке спустилась упаковка кашерной колбасы!
Другого доказательства мне не нужно было».
Впоследствии выяснилось, что в камере выше этажом сидит московский еврей. Он слышал шум снизу и понял, что появился новый сосед. Он решил проверить, не еврей ли там, чтобы помочь ему, если что. Узнав, что внизу действительно находится еврей, знающий, что такое кашрут, он поделился с ним своей кашерной колбасой.
*
В мидраше Дварим раба перечисляются десять слов, означающих «молиться». Самую напряжённую молитву описывает слово «тахануним» – «мольба». Наша недельная глава называется «Ваэтханан» – «И я молил». Моше молил Всевышнего о том, чтобы ему было дано войти в страну Израиля. Ребе объясняет, что Моше именно «молил», потому что слово «этханан», «тахануним» родственно слову «хинам» – даром. Моше молил не о награде, а о даре.
Эта суббота – первая из «семи суббот утешения», когда читается ѓафтара, содержащая утешение еврейскому народу: слова пророков об окончании изгнания. Ѓафтара этой субботы начинается словами «Утешайте, утешайте народ Мой». Есть много объяснений того, зачем слово «утешайте» повторяется. Есть великое утешение, есть особое утешение, но что такое двойное утешение?
Рабби Леви-Ицхак из Бердичева, «защитник Израиля», объясняет это так. Если нас утешает обычный человек, мы утешимся (возможно), когда услышим и примем слова утешения. Но если человека утешает великий царь – само то, что царь обращается к нему, утешает его, и уже не так важно содержание его слов.
Смысл этой притчи применительно к нам таков: неверно думать, что Всевышний утешит еврейский народ лишь во времена Избавления. То, что Он через пророков обещал нам утешение – само по себе утешение, а во времена Избавления утешение станет двойным.
История, рассказанная евреем-заключённым, дала мне пример осуществления этой притчи в нашей жизни. Он по-прежнему в заключении, но некоторое утешение он получил. И основной смысл этого утешения – не кусок колбасы, а то, что есть другой еврей, который о нём заботится! А значит, и Всевышний о нём заботится, и наступит полное утешение, когда заключённый выйдет на свободу.
На этой неделе был день Пятнадцатого ава. Как сказано в «Ѓа-йом йом» от имени ребе Рашаба, Пятнадцатого ава всегда проливается на нас небесный свет. Мы надеемся на то, что этот свет будет всё увеличиваться. Особо благоприятен свет этого дня для нахождения пары, для свадеб. Пусть множится радость, пока не наступит великая радость с приходом Машиаха!
Гут шабес
Шия

18.08.2019 / создан / в ,
Комментарии

Комментарии запрещены