Как помочь ангелам

Как помочь ангелам

«Я открою вам секрет. Не все дети знают это, но вы хорошие ученики, поэтому вам я расскажу. Каждую ночь, когда вы засыпаете, в окна входят несколько ангелов…» Так рассказывал мне мой учитель в детстве. Я был тогда уже не в том возрасте, когда верят в любую сказку, а в том, когда чётко осознают разницу между аллегорией и реальностью. Но мы были детьми, а все дети любят, когда им рассказывают истории, поэтому мы внимательно слушали учителя.

«Так вот, в окна входят несколько ангелов и начинают уборку. Один моет посуду, другой стирает, третий снимает бельё и развешивает новое. Один гладит и складывает одежду, другой моет пол и отмывает со стен детские каракули, которые оставили играющие с мелками дети за день…»

Мы сразу поняли, к чему клонит наш учитель. И я вспомнил, что мне недавно говорил мой одноклассник: у него в квартире всюду разбросана грязная одежда, а его мама так загружена работой, что не успевает собирать и стирать, и ему больно за неё: она так старается приводить дом в порядок, а в доме всегда разгром. Он объяснил мне это так: «Моя мама выросла в США, и у них в доме всегда были домработницы. А здесь домработниц нет, и мама просто не привыкла самостоятельно поддерживать порядок».

А учитель уже перешёл от аллегории к реальности и говорил нам, как важно, чтобы мы помогали родителям в домашнем хозяйстве всем, что в наших силах: складывали выстиранную одежду, занимались младшими братьями и сёстрами, собирали мусор и делали всё, что можем.

Через несколько дней я спросил моего одноклассника, как теперь дела в их доме. Он ответил: «Да, теперь я помогаю чем могу. Я всегда отношу посуду в раковину после того, как поел. Но когда я спрашиваю у мамы, чем ей помочь, я вижу, что она хочет, чтобы мы не крутились возле неё, когда она занимается хозяйством, и предпочитает делать всё самой, а не объяснять нам…»
А на этой неделе я понял, что уже три тысячи лет назад был спор о поведении такого рода.

*
В недельной главе Итро мы читаем о получении евреями Торы – центральном событии еврейской истории. Всевышний спустился на гору Синай, Он говорил со всем народом, Он провозгласил десять заповедей… А глава называется почему-то не «Тора», не «Синай» и не «Заповеди», а… «Итро». Кто он вообще такой? Тесть Моше, который пришёл к нему в гости. С этого рассказа начинается глава. И что же, рассказ о даровании Торы нужно называть именем отца жены Моше, который и из Египта-то не выходил?
Итро пришёл к Моше, потому что услышал о великих чудесах, которые сделал Всевышний евреям. Моше рассказал ему о них подробнее, и Итро возгласил: «Благословен Г-сподь, спасший вас от египтян и от фараона, спасший народ от руки египтян». В Вавилонском Талмуде рабби Папиас говорит: «Позор вам, Моше и шестьсот тысяч евреев! Никто из вас не сказал «благословен Г-сподь», пока не пришёл Итро и не благословил Г-спода!»
Что такое говорит рабби Папиас? Только неделю назад, в главе «Бешалах», мы читали торжественную благодарственную «Песнь на море», которую пели Моше и все евреи. Разве это не достаточное благословение Г-спода?
В хасидизме слова рабби Папиаса объясняются так. Корень БРХ, что в слове «барух» – «благословен» – имеет в иврите несколько первичных, простых значений. Одно из них образует слово «бреха» – «бассейн», от второго образован глагол «леаврих» – «протягивать виноградную лозу, чтобы она распространилась дальше от ствола». Таким образом, «браха» – «благословение» – это аллегорическая «бреха», это сосуд, принимающий Б-жественное добро. А когда мы говорим «барух» о Всевышнем, мы объявляем: Он протягивает, распространяет Своё благословение из наивысшего источника добра к нам, в наш мир, и у нас оно заполняет приготовленные для него «сосуды». И Любавичский ребе объясняет: Итро, как говорит о нём Талмуд, испытал и изведал все виды идолопоклонства, но ни в каком не нашёл правды. Он знал все предлагавшиеся в то время способы принести в мир благословение – и мог с уверенностью сказать: ни один из них не работает. Итро пришёл к евреям, услышал о том, как Всевышний вывел народ из Египта и сказал: «Барух!» Вот Он, Тот, кто в действительности протягивает благословение свыше в наш мир и наполняет им сосуды! Вот оно, предназначение мира – принимать благословение. Вот оно, предназначение человека – признавать это и таким образом способствовать раскрытию потока Б-жественных благословений в мире.

Итро действительно был настолько важен для еврейской истории, что его именем стоило назвать недельную главу.
Но миссия Итро этим не ограничилась. На следующий день, говорит Тора (в Талмуде спорят, на следующий день после своего прихода или после дарования Торы), Итро увидел следующую картину. Моше сел судить народ, и народ стоял перед ним с утра до вечера. И Итро спросил: «Что происходит?» Моше ответил: «У народа есть вопросы ко мне о законах, и я всем разъясняю». Итро: «Не дело ты делаешь! Ты изнеможешь сам и народ утомишь! Не так управляют огромным народом. Выбери людей достойных, Б-гобоязненных, правдивых и ненавидящих выгоду – и назначь их главами тысяч, главами сотен, главами пятидесятков, главами десятков. И пусть они судят народ по мелочам, а большие дела пусть представляют на твоё рассмотрение. И будет тебе легче, потому что они будут нести это бремя с тобой». И Всевышний велит Моше последовать совету Итро.
Я спрашиваю себя: ведь совет Итро так логичен. Почему Моше не действовал таким образом с самого начала? Почему понадобился пришедший издалека Итро, чтобы наладить в народе структуру управления?
Один из ответов, которые я нашёл, таков. Моше один взошёл на гору Синай, он слышал от Всевышнего всю Тору, а народ стоял внизу. Поэтому Моше полагал, что любое разъяснение и любое управление должно происходить так же: Моше вверху в одиночестве, а весь народ внизу на одном уровне. Моше даёт, народ получает, и в идеале Моше поднимет всех на один с собой уровень. Итро же посмотрел с точки зрения народа и увидел, каким должно быть успешное управление. Не только в том дело, что у верховного правителя будет больше свободного времени, но ещё и в том, что в управление будет вовлечён сам народ! Выбранные из него представители будут заниматься различными аспектами народной жизни, и только те вопросы, которые выходят за рамки их разумения, должен решать тот, кто разговаривает с Б-гом. Так люди будут помогать друг другу, учить друг друга и поднимать друг друга. Они достигнут тех высот, о которых мечтал Моше – но сами!

Таковы отношения и между раввином и его общиной, между директором и его подчинёнными, между родителями и детьми. Не позволяйте им только получать. Приучайте их давать друг другу – и давать вам. Все мы знаем, что легче самому сделать, чем объяснить, но потратьте раз, другой, третий на пробы – дальше само пойдёт. Вы делаете этим своим детям великое добро: вы приучаете их действовать, а не ждать подачек, давать, а не получать. «И весь народ этот на место его придёт в мире», как говорил Итро, обращаясь к Моше в недельной главе, названной его именем.

 

19.02.2020 / создан / в ,
Комментарии

Комментарии запрещены