Еврейские шахматы

Еврейские шахматы

Уже сегодня, 6 января, состоится второй по счету еврейский турнир по шахматам среди общин Москвы. Говорят, что когда евреи не учат Тору, то они играют в шахматы. Так ли это и много других интересных фактов о связи евреев с этим интеллектуальным видом спорта вы узнаете в этой статье.

 

     1. Первые упоминания.

В средние века шахматы под названием אִישְׁקוּקֵי (ишкукей) упоминались Раши в его комментарии к трактату Ктуббот (61б), а также Иехудой ха-Леви в книге «Сефер ха-кузари» («Книга хазара»). Раши был первым европейцем, упомянувшим шахматы.

Перу Аврахама Ибн Эзры принадлежит поэтическое произведение на иврите, воспевавшее шахматы. Автор описывает ходы разных фигур в соответствии с существовавшими в его время правилами. Многие названия фигур близки современным шахматным названиям на русском языке (слон, ферзь).

 

     2. Мнение мудрецов

Еврейские религиозные авторитеты придерживались разных мнений по вопросу о том, следует ли поощрять игру в шахматы. Маймионид не одобрял тех, кто играет в шахматы на деньги подобно тому, как играют в нарды. Менахема Бен Шломо Меири  и «Сефер-хасидим» высказывались о шахматах одобрительно.

Раввины Анконы в 1718 г. высказали мнение, что шахматы отличаются от азартных и других игр, которые являются пустой тратой времени. Позднейшие раввинские авторитеты за редкими исключениями одобряли шахматы Моше  Иссерлес считал игру в шахматы занятием, подобающим еврею, поскольку игра не идет на деньги. Играть в шахматы допускается в Субботу. (В новое время евреи, соблюдающие традицию, не участвуют в соревнованиях в субботу, поскольку не могут записывать ходы и включать шахматные часы.)

Не существует также высказываний раввинских авторитетов, запрещающих профессиональное занятие шахматами. Благочестивые евреи всегда могли сочетать изучение Торы с игрой в шахматы. Многие видные шахматисты вышли из числа учащихся иешив. В 18 в. предания о евреях-шахматистах проникли в фольклор разных народов.

 

      3. Почему так много евреев среди шахматистов?

 

Во 2-й половине 19 в. и в начале 20 в. евреи заняли в шахматах ведущие позиции. Так, на международном турнире 1911 г. в Карлсбаде среди 26 участников было 12 евреев; первые четыре места заняли Р. Тейхман (1868–1923), К. Шлехтер (1874–1918), А. Рубинштейн (1882–1961) и Г. Ротлеви (1889–1920). Вскоре появилась статья чемпиона мира Э. Ласкера, пытавшаяся дать социологическое объяснение тому факту, что среди шахматистов так много евреев. Ласкер полагал, что вследствие тяжелых исторических условий у евреев получили сильное развитие фантазия и воля — компоненты, необходимые шахматисту.

 

     4. Первый чемпион

Первым официальным чемпионом мира по шахматам был еврей Вильгельм Стейниц (один из предков израильского министра Юваля Штайница), родившийся в пражском гетто в 1836 году. Отец хотел, чтобы сын стал раввином, но заметил необычайные математические способности молодого человека. Поэтому он записал его на инженерный факультет венского университета, где Стейниц и открыл для себя шахматы. Остальное – история.

Стейниц, который решил посвятить себя шахматам, поселился в Лондоне, где в 1866 году выиграл первый официальный чемпионат мира в истории. Поскольку Вильгельм был одарен не только необыкновенным умом, но и очень низким ростом, острым языком и агрессивным темпераментом, то он очень быстро рассорился со всем шахматным сообществом Англии и эмигрировал в Соединенные Штаты. Одним из главных вкладов Стейница в игру была разработка “защитной позиции”, которая основывалась на прочной оборонительной расстановке фигур, при одновременном создании неожиданных и блестящих атак, которые просто ошеломляли его противников.

 

За энциклопедическую информацию спасибо:  https://eleven.co.il

08.01.2020 / создан / в ,
Комментарии

Комментарии запрещены