Еврейская Падуя. Предисловие

Еврейская Падуя. Предисловие

Прилетаете вы в страну под утро, чтобы день не терять. Садитесь  в автобус, и привозят вас в город Падуя. И вот такого заспанного, утомленного перелетами высаживают на площади Рабина. Для право-ориентированных израильтян, сытых этим именем дальше некуда,  это, конечно, травма, а не радость. Но все же знакомство с городом, который местные жители называют «Трех без», состоялось. Почему “Трех без”?  Да потому, что в Падуе “Святой без имени” (Собор Сан-Антонио жители называют просто “Святой”, ну и мощей привычных нет); “лужайка без травы” –  центральная площадь без травы, жители называют её просто Прато;  кафе без дверей (историческое кафе Педрокки издавна открыто 24 часа). Чувство юмора у жителей Падуи, безусловно, есть.  И еще много чего есть, но не как у всех.

Например, согласно легенде, город основал троянский герой Антинор  примерно три тысячи лет назад. С тех пор все ищут его могилу. Видимо, чтобы поблагодарить героя, но обычно не находят. Один раз вроде нашли, но, разобравшись, поняли – не он.  Итальянцы считают себя потомками троянцев, посему мстят грекам до сих пор. Падуя упоминается Вергилием. От этрусков, которые когда-то здесь жили, остались только гробницы.

73460661_10220518842143822_3163004536012931072_oВ центре расположен Дворец Разума (про наличие разума не спросила), внутри которого находится самый большой в Европе зал без опор. Интерьер расписан в XV веке 333 фресками, посвященными астрологии и религии. 

Недалеко от дворца расположен знаменитый (по многим причинам) Падуанский университет. Его лозунг: «Свобода университета Падуи, всеобщая и для всех» Он был основан в 1222 году одним из первых в Европе.  Здесь преподавал Галилео Галилей. В этом университете, знаменитым своим медицинским факультетом, появился первый в Европе анатомический театр. Евреи платили деньги, чтобы не попасть туда в качестве модели. Именно этот факультет был единственным, куда по решению руководства принимали евреев.

Невозможно обойти вниманием капеллу Скровеньи. Папаша жертвователя был настолько жадным, что его  упомянул  Данте в “Божественной комедии”.   Интерьер капеллы расписал великий Джотто.

Расцвет города пришелся на XIII-XIV века. Именно в это время, как не странно, в городе появляется еврейская община. Здесь встречаются итальянские, сефардские и ашкеназские евреи.

Ах, какие прекрасные плоды дал этот еврейский интернационал! Но о личностях позднее.

Первое упоминание о евреях Падуи  –  в 1289 году  врач-еврей Яков Бонакоса перевел медицинский труд Ибн Рушда (Аверроэса).

В 1300 году небольшая еврейская община открыла свою первую синагогу.

76246697_10220518861904316_7155458529233469440_oВ XIV веке евреи в Падуе пользуются полной свободой. Многие еврейские семьи переселяются из Пизы, Болоньи, Анконы, Рима, Испании и Германии. Они дают ссуды городским властям, студентам и преподавателям университета под 20-30% годовых. Тем самым они дают возможность развиваться университету и еврейскому кварталу. Но меняется власть – меняются и законы. В 1405 году Падуя переходит под власть Венеции, положение евреев ухудшается,  их лишают гражданства и права на постоянное проживание, появляется запрет на приобретение собственности и требование снизить банковский процент до 12-15%. В ответ на это еврейские банкиры закрывают банки. Университет требует отмены запретов. И добивается своего – евреи вновь имеют право на полноценную жизнь. В 1450 году в Падуе было открыто еврейское кладбище, на нем похоронены и некоторые евреи из Венеции, в том числе дон Ицхак Абраванель. Отношения между христианами и евреями ухудшались. Этому способствовали проповеди монахов. Особенно отличился Джованни Капистрано. Этот итальянский святой был проповедником крестового похода против еретиков и турок. За сорок лет своей деятельности  в каждом месте, где он находился, звучал его призыв к погромам, а сам он исполнял обязанности инквизитора, приговорив множество евреев к смерти. В 1422 году его деятельность привела к изгнанию евреев из Регенсбурга, в 1427 убедил папу запретить евреям перевозить товары из европейских стран на Святую Землю и плавать по Средиземному морю. В 1453 году в Бреслау приговорил к смертной казни через сожжение 41 еврея по обвинению в осквернении “святых даров”, в 1456 году убедил власти Падуи выслать из города главу еврейской общины. Его прозвали “бич евреев”. Кстати, он по-прежнему  почитается католиками как святой. В Вене даже статуя его стоит. “Героев” надо знать.  Последователи продолжали его подвиги и в 1456 году  добились временного изгнания из города евреев-банкиров. В 1468 году банкир вернулся, а ростовщичество было официально разрешено в 1483 году.

Однако назвать еврейскую жизнь спокойной в этот период нельзя. В 1475 году поползли слухи о кровавом навете в Тренто, христиане Падуи обрадовались и устроили погром, несмотря на призывы властей этого не делать. В 1491 году очередной францисканский юдофоб  Бернардин де Фельтре, обучавшийся ненависти к евреям у своего отца и выше упомянутого Капистранто, засучил свои монашеские рукава и начал свою агитацию. Особенно успешной можно назвать его деятельность в Триенте в 1475 году, где евреев угораздило найти труп пропавшего мальчика Симона. Закончилось морем еврейской крови и изгнанием евреев из города. В других местах де Фельтре повезло меньше: во Флоренции разгоряченная им толпа была остановлена сенатом, во многих венецианских городах старейшины запретили ему проповедовать. В Падуе его деятельность закончилась погромом. Городской совет проникся его идеями и планомерно преследовал евреев.

В 1509 году во время войны между Венецией и Австрией евреев сначала ограбили австрияки, а потом вернувшиеся венецианцы. Два ведущих банкира Вита Мешулам и Нафтали Герц Вертхайм были полностью разорены. 

Победившие  венецианцы устраивали празднество в память о победе. Гвоздем программы были евреи, которые должны были участвовать в скачках на ослах, в то время как их оскорбляли и оплевывали. 

В 1547 году банки, принадлежавшие евреям, были закрыты окончательно, а в 1556 году  с разрешения городских властей монахи устроили на площадях сожжение Талмуда.

Но жизнь продолжалась. Большой известностью пользовалась иешива Падуи, которую открыли Иехуда Минц, Аарон Минц и Меир Каценелебоген.

Поскольку университет допускал евреев к изучению медицины, то в город приезжали учиться из разных стран.  В общей сложности в период с 1519 по 1721 годы степень доктора медицины получили 229 евреев. В университете преподавал Э.Дельмедиго.

И тут христианские врачи и духовенство всполошились и запретили еврейским врачам практиковать вне гетто. Пока не заболевал кто-нибудь очень важный, кого  христианские врачи вылечить не могли. Тогда  делали исключение из правила.

Все евреи обязаны были носить желтые береты, кроме студентов-медиков, им позволяли – чёрные.

Уже с начала века евреи должны были жить в своем квартале, и только некоторые очень богатые жили среди христиан.

Начиная с XVI века, в городе появилась еврейская типография.

В 1601 году еврейский квартал был превращен в гетто. Ворота гетто украшала надпись на латыни и иврите, запрещающая евреям и христианам приближаться к воротам ночью. Для евреев была введена обязанность посещения  в церквях антиеврейских проповедей. «Милый» закон просуществовал до 1715 года.

В 1615 году в Падуе было  886 магазинов, из них 86 принадлежали евреям, многие члены общины занимались шелковой промышленностью и банковскими операциями. Еврейское население города насчитывало 665 человек. Именно тогда и  появляется закон о ведении банковских операций   на итальянском языке, до этого использовали иврит. В XVII -XVIII вв. наступил экономический кризис. Эпидемия чумы в 1630 году унесла  множество жизней, а в 1684  распространились слухи о том, что евреи помогли туркам во время осады Буды (Будапешта). Христиане Падуи, борцы за справедливость, почувствовали необходимость отомстить “надменному соседу” и устроили погром. По приказу властей вмешалась армия – бесчинства были остановлены. Для подстрекателей ввели смертную казнь. В память о своем чудесном спасении евреи Падуи 10 числа месяца элул ежегодно празднуют “Пурим ди Буда”. В 1688 году евреи Падуи помогли выкупить 600 евреев Белграда, захваченных и избитых имперскими войсками.

Евреи ежегодно платили медицинской школе 100 лир, чтобы тела еврейских мертвецов не попадали в анатомический театр. Но  под покровом ночи случаются разные вещи. Безобразия продолжались до конца XVII века.

В XVII веке в Падую прибывают марраны из Испании и Португалии.

В 1713 году в Падуе было основано филантропическое общество «Ломдей Тора ве Шомрей мицва» , члены которого платили взносы и за это в случае болезни получали медицинскую помощь, пособие на время болезни и расходы на погребение. Оно просуществовало до 1970 года. Гениальный социальный проект, значительно опередивший свое время!

В 1795 году в ознаменование тушения пожара, который мог уничтожить весь квартал, появился еще один местный Пурим.  

После оккупации Венеции войсками Наполеона в 1797 году  евреи получили равноправие. Все ограничения были отменены, гетто переименовали в квартал Виа Либера – Путь Свободы. Раввин И.Р.Финцель стал членом французского синедриона.

С середины XVI до XVIII века администрация общины выбиралась в соответствии со страной происхождения – ашкеназская, сефардская и итальянская.

В 1815 году Падуя попала под власть Австрии. Но на евреях города это практически не отразилось, кроме очередного погрома и того, что их лишили права занимать государственные должности. В это время в Падуе жили выдающиеся раввины М.Х. Луццато (РаМХаЛь) и Ш.Д. Луццато. Ш.Д. Луццато вместе с И.Ш. Реджо основали раввинскую семинарию – первое учебное заведение в Европе, в котором преподавали иудаизм и светские дисциплины.  В 1870 году  она была переведена в Рим.

Равноправие они получили в 1866 году, когда Падуя стала частью Итальянского королевства.

Еврейская община всегда поддерживала связи с общинами Эрец-Исраэль.

76714081_10220518865744412_5051913672276836352_oВ городе было несколько синагог.

Немецкая синагога была открыта в 1525 году и стала главной для всей общины в1682 году. В том же году была открыта ашкеназская.  Большая синагога, которая в 1892 году стала следовать итальянским традициям.  В 1943 году в нее попала бомба. Позднее  ковчег для свитков Торы был перенесен в синагогу Яд-Элияху в Тель-Авиве. Третья синагога – сефардская – была построена по инициативе семьи Марини в 1617 году и закрыта в 1892. Ковчег для свитков Торы из этой синагоги находится в Гейхал Шломо в Иерусалиме.

Единственная действующая синагога Падуи – “Итальянская”, построена в 1548 году. В 1832 году в ней  впервые в Италии  была проведена литургия с хором. В 1892 году она была закрыта и открылась вновь после Второй мировой войны.

В 1904 году община составляла примерно 1100 человек, к 1931 сократилась до 586, так как многие покинули город из-за режима Муссолини. Во время войны  85 евреев Падуи были депортированы в лагеря смерти. Сегодня община насчитывает около 200 человек. 

В городе сохранилось пять еврейских кладбищ. Любой посещающий этот замечательный город не должен пройти мимо могил рава Меира Каценеленбогена и врача Авраама Каталана, лечившего жертв эпидемии чумы, дона Ицхака Абрабанеля, рава Йехуда Минца и рава Шмуэля Давида Луццатто. Вы скажете, ну зачем ходить на кладбища? Правильно, рационального смысла в этом нет, кроме того, что идя на могилу конкретного персонажа, вы скорее всего почитаете про него и расширите свой кругозор. В религиозной еврейской традиции посещение могил праведников – замечательная возможность погреться в лучах Б-жественного присутствия. По мнению Вильнецкого Гаона – Шхина (Б-жественное присутствие) после разрушения Храма есть только на могилах праведников.

Продолжение следует…

Автор: Анна Нисневич

 

04.12.2019 / создан / в ,
Комментарии

Комментарии запрещены