Еврейская история Урбино

Еврейская история Урбино

Сегодня в удивительном Урбино  (построен идеальным городом в эпоху Возрождения) меньше десяти евреев.  Люди приезжают на родину великого Рафаэля Санти для того, чтобы посмотреть на архитектурный ансамбль, вошедший в список наследия ЮНЕСКО. По законам жанра еврейская история запрятана в узких переулках и открывается только тому, для кого это по-настоящему важно.

Семьсот лет еврейской истории Урбино сохранились в названии горы неподалеку от города – Еврейская гора.  Там находится древнее еврейское кладбище. И  в этом еврейском кладбище, действующем с начала XIX века по сей день. И  в стене от древней синагоги. В синагоге.  В изображении истории кровавого навета когда-то в алтаре церкви Корпус Кристи, сегодня в Герцогском дворце… И  в улочках гетто. В тишине гетто, изредка нарушаемой шагами госпожи Мускатти – хранительницы истории Урбино.

83579597_10221234312830142_6057420616405876736_oЕсть множество свидетельств, которые дают нам возможность узнать о жизни еврейской общины города. Она начинается в XIV веке, когда маэстро Даниэле из Витербо прибыл в Урбино и открыл банк. Его потомки долгие годы возглавляли общину, в которой были купцы, ремесленники, врачи, банкиры, кожевники и портные, даже танцмейстеры. Герцоги Монтефельтро покровительствовали еврейским ученым, а Фредерико II  собрал коллекцию еврейских рукописей. До 1508 года евреи владели недвижимостью, жили во всех частях города и имели христианскую прислугу.  Однако, как всегда в еврейской истории, наступил момент, когда власти нас разлюбили. Герцог Франческо Мария, встав не с той ноги, запретил евреям приобретать землю и заниматься банковскими операциями. Кроме этого  евреям было приказано вернуть все заложенные у них предметы, носить отличительный знак и покупать еду только по вечерам. При этом  один из герцогов – Гвидо Убальдо- покровительствовал евреям и маранам, но в конце 60-х годов  под влиянием Папы Римского и разочарования в  коммерческих способностях последних  изгнал их.  Это была “первая ласточка”, и  в 1570 году около пятисот евреев Урбино должны были переехать в гетто, после чего получили запрет на христианскую прислугу. Христианам давали две недели, для того чтобы освободить евреям дома. Евреи же  должны были  молча взять то, что им давали.

Интересно, что при этом городской совет пользовался еврейскими кредитами, а городским врачом был человек по имени Моше.  С переходом под папскую власть в 1627 году положение стало постоянно ухудшаться –  евреи стали покидать город.

Во время Французской революции евреи получили гражданские права, потом же были лишены их снова. И обрели постоянный статус только тогда, когда Папская область была включена в состав Итальянского королевства. В 1901 году в городе было 92 еврея, сегодня – меньше десяти.

Самыми яркими проявлениями  бытового антисемитизма стало сожжение еврейских книг в 1533 году и антиеврейские выступления в 1798.

И даже своеобразное произведение – комикс художника Паоло Уччелло “Осквернение просфоры” –  описывает “чудо”, произошедшее в Париже в 1290 году, так как  в Урбино таких кошмаров не происходило, были только легкие погромы и антисемитские настроения. Сюжет типичен: еврейский купец получает от женщины освященную просфору, обещая ей вернуть полученную в залог мантию. Еврей ставит варить просфору – из неё вытекает кровь, и его арестовывают. Женщину вешают, еврея и его семью сжигают на костре. Было бы смешно, если бы не было так грустно и не продолжалось бы по сей день.

Еврейские достопримечательности Урбино.

Древнее кладбище сегодня просто Еврейская Гора. “Новое” (с 1874 года) под замком, и для того чтобы туда попасть, надо договариваться с госпожой Мускатти.

Синагоги.

84080687_10221234315390206_5337755844748509184_oНа центральной площади напротив дворца все еще можно увидеть здание, бывшее главной синагогой до 1633 года. Здание было построено в XIV веке. С переездом в гетто все важные предметы интерьера были перенесены в новую синагогу. Ковчег для свитков Торы, подаренный общине герцогом, созданный в  1491 году, сегодня выставлен в Еврейском музее Нью-Йорка. Он был продан в 1906 году из-за финансового кризиса.

Новая синагога Виа Стретта была построена в 1633 году в гетто и реконструирована после землетрясения 1848 года. Внешне она ничем не отличается от окружающих зданий, как любая синагога, расположенная в гетто. В здании находится колодец и печь для мацы. Интерьер молитвенного зала типичен для итальянской еврейской традиции. В синагоге множество деталей интерьера, относящихся к XVIII  веку; свитки Торы, среди которых есть и средневековые.

Сегодня еврейскую общину Урбино представляют две женщины: госпожа Мускатти – представительница древнего рода и прошедшая гиюр женщина по имени Надя.

Но были и другие времена!

В самом конце XIII века в городе несколько лет провел великий рав Авраам Абулафия.  Чуть позже Соломон Д’Урбино написал в городе труд под названием “Яфе Ноф”. Позднее на рубеже XV – XVI вв. в Урбино жил рав Соломон бен Авраам Д’Урбино, лексикограф и автор сочинения о синонимах в иврите “Оэль Моэд”.  Еще позднее представители семьи Д’Урбино продолжали улучшать этот мир своим присутствием в разных итальянских городах. Например Йосеф Барух Д’Урбино, живший в Мантуе, написал сборник стихов; Моше Иехуда Д’Урбино из Анконы писал комментарии к Шульхан Арух;  Манфродо Д’Урбино стал архитектором. И это далеко не все!

Во время Второй Мировой войны всех местных евреев спрятали соседи. Погибла только одна семья, которую случайно обнаружили.

Интересная традиция существовала в местной общине до недавнего времени : свадьбы играли массово в последнюю ночь перед  Пейсахом. В такое сложное для еврейских хозяек время, когда все заняты последней уборкой перед праздником.  Причина, видимо, проста: бедные семьи стремились использовать всю оставшуюся пшеницу, и  использовали единственную возможность, ведь раньше во время отсчета Омера свадьбы играть нельзя.

Эта же традиция существовала в Риме и во Флоренции.

 

05.03.2020 / создан / в ,
Комментарии

Комментарии запрещены