Еврейская история испанской Убеды

Еврейская история испанской Убеды

Как  принято у испанцев, город Убеда, как и многие другое испанские города, был основан Тувалем Каином. Сей библейский персонаж прославился как первый специалист по оружию и массовым убийствам. И то ли не  он город  основывал, то ли за долгие века, прошедшие с тех пор, его агрессия пропала, но сегодня  это очень позитивный и созидательный город.

На туристической карте он известен благодаря многочисленным особнякам XV-XVII веков. Благодаря  им, он и  вошел в список наследия ЮНЕСКО. Деньги на строительство шли из Америки, да и “новые христиане” – конверсос продолжали использовать свои талмудические головы для бизнеса. Под особняками прячется история города тоже весьма типичная для Испании: иберы, римляне, вестготы, мусульмане, католические короли… На каких- то этапах присутствовали и евреи.

С XVII века в городе наступил кризис, продолжавшийся до приезда туристов в ХХ веке.

Стандартному туристу в Убеде показывают дворец и часовню, которые связаны с семьей Кобос де Молина. Говорят, это семейство имело еврейские корни. Но про них можно почитать в других источниках.  В истории города они сыграли такую же роль, как Медичи во Флоренции.

А нас встретил Андрео. Чудесный светлый итальянец из Мантуи, когда-то перебравшийся в Убеду и нашедший себя в полном  погружении  в историю евреев Убеды. Глаза его горят, а руки делают.

В 2006 году один бизнесмен купил пару домов в центре города. Он планировал сделать там магазины, квартиры и стоянку  для машин. Начали копать –  нашли синагогу и микве – ритуальный бассейн. В 2007 году начали заниматься восстановлением, а в 2010 открыли для публики. По всей видимости, синагога была построена до XIV века, но документов, подтверждающих эти предположения, пока нет. В XVI веке здание перешло в собственность инквизиции,  и на фасаде появился герб этой чудесной организации.

Первое помещение так и названо  “Дом инквизитора”. За ним технические помещения при синагоге: кухня, склад, винный погреб. Сама синагога типична для средневековых испанских синагог. Сохранились эзрат нашим (балкон для женщин), оригинальные перекрытия, деревянный потолок, капители и колонны.

Из синагоги вход в микве., в котором непрерывно обновляется вода. Помещение микве по сути вырублено в скале, и есть мнение, что давным-давно на этом месте находилась мегалитическая обсерватория. Но  знать наверняка мы будем, когда у нас будет машина времени.

В синагоге представлена небольшая экспозиция еврейских ритуальных предметов. На месте найден только домик для мезузы, остальное куплено Андрео для пополнения музея.  Среди прочих экспонатов  свитки Торы XVI века из Марокко, баночка для благовоний IV века из Толедо, рукопись трактака Авода Зара, законченная в 1260 году в Убеде.

В городе нет еврейской общины, но благодаря деятельности Ардрео, в синагоге Дель Аква постоянно проводятся различные мероприятия, включая свадьбы.

Кроме синагоги Дель Аква в Убеде было еще три синагоги. Их месторасположение известно, и  Андрео мечтает восстановить их.

После погромов в 1391 году в городе появился Новый еврейский квартал, по сути своей гетто.

В Убеде родился рабби Шмуэль ха Леви. Он вел свою родословную от царя Давида. За свою жизнь он занимал должности сборщика налогов, секретаря визиря, полководца  и главнокомандующего армией,  главы еврейской общины Гранады. Глава вавилонской иешивы гаон Хай бен Шрира присвоил ему титул нагида – духовного главы еврейской общины.

Он оказывал материальную помощь евреям Эрец-Исраэль, посылая масло для синагог Иерусалима. Он покровительствовал еврейским ученым, например, Шломо ибн Гвиролю.

Рабби Шмуэль ха Леви написал введение в Талмуд и один из первых галахических кодексов, составленных за пределами Эрец-Исраэль и Вавилона.

А еще стихи…

Вот,например:

Критика (перевод с иврита Владимира Лазариса).

Твоя поэма царской дочери под стать,

Прелестнице, чье дело — услаждать,

В углах чуть тронутая миррой и алоэ,

Огнем в камине будет полыхать.

Она так переписана изящно:

Все гласные — на месте. Благодать!

Стихи друзей подчас весьма туманны,

Твои же могут градом поражать.

Твой слог мне был водой для омовенья,

Но загрязнилась водяная гладь.

Твои стихи, как женихи, прекрасны,

Но этот будет среди них как тать.

Ты мне как сын, тебе моя порука,

И за тебя готов я отвечать.

Оттачивай же стих, нащупай темы,

Всем в Судный день суда не избежать.

Побойся критиков, чьи языки острее

Мечей и могут словом убивать.

 

Дом Шмуэля ха Леви в Убеде сохранился. Андрео надеется  создать в нем музей,  посвященный этому великому человеку.

 

 

 

67349769_10219535517681325_8336150772685209600_o
67362547_10219535502960957_4222169610377494528_o
67401204_10219535515681275_5096503339844108288_o
67401886_10219535513561222_1180983914680811520_o
67427776_10219535522801453_4196210510212890624_o
67504730_10219535514481245_7751755295935692800_o
67574931_10219535509001108_8605645208706613248_o
67575564_10219535504921006_2460789151327322112_o
67643740_10219535518161337_6056710147210739712_o
67727580_10219535516241289_78152307249774592_o
67755473_10219535512561197_4305423041694793728_o
67967035_10219535512881205_146554046600183808_o

 

10.09.2019 / создан / в ,
Комментарии

Комментарии запрещены