Евреи Падуи и их потомки

Евреи Падуи и их потомки

Что самое главное в еврейской общине? Конечно же,  люди!

А что самое главное для людей? Конечно, религия, дети, внуки, правнуки…

Много было замечательных людей в еврейской общине Падуи. Про врачей я уже писала, и вот пришло время рассказать про раввинов и их потомков. Не про всех, конечно, ведь  в Падуе много лет была очень серьезная община. Только про самых выдающихся. И кратко  не получится, поэтому повествование получилось  в двух частях.

 

Часть первая.

 Минц и Каценеленбоген , их потомки.

Рав Иехуда Минц родился в Германии, переехав в Падую, был главным раввином города на протяжении 47 лет, основал иешиву,  привлекавшую  в город молодых людей со всей Европы. Есть мнение, что он был знатоком философии и преподавал в университете в Падуе. Есть свидетельства, которые утверждают, что он прожил больше ста лет,  через пять дней после него скончался дон Ицхак Абрабанель. Они похоронены рядом на кладбище в Падуе. Почти все его многочисленные труды были сожжены во время погромов.

Из не сожженного варварами  наследия рава Минца до нас дошло его мнение относительно маскарадных костюмов противоположного пола. Согласно галахе  надевать одежду противоположного пола запрещено, но мы не живем на необитаемом острове, и вот , когда в Италии зародились пуримские карнавалы, вопрос встал ребром. Рав Минц не видел проблемы в том, чтобы на Пурим женщины одевались в мужское платье, а мужчины – в женское. Детям покупали одинаковые костюмы вне зависимости от пола. Но всегда и всё зависит от намерений, и если мужчина надел женскую одежду, для того чтобы прикинуться женщиной и быть привлекательнее, то это, безусловно, запрещено. Если же для того чтобы развеселить людей, то разрешено.

Сегодня ортодоксальный иудаизм не приветствует переодевание в костюмы противоположного пола, а все  остальные решают сами  для  себя.

Рав Иехуда Минц разрешал совместные танцы, а во многих общинах даже устраивались танцевальные вечера, где юноши и девушки знакомились друг с другом. Впрочем, другие раввины регулярно, но безуспешно  требовали покончить с этим “развратом”.

Интересна история одного из его потомков Шауля бен Иехуды Валя. Переехав из Падуи в Польшу,  он получил королевскую привилегию на добычу соли. В 1589 году  после смерти короля Стефана Батория сейм никак не мог выбрать нового короля. Из трех кандидатов не подходил ни один, но разойтись, не выбрав короля, было нельзя! Крупнейший магнат и член сейма Николай Радзивилл (Сиротка) предложил избрать короля на одну ночь, чтобы за это время наконец-то прийти к единому мнению.  И избрали еврея-финансиста, откупщика и арендатора Шауля Валя (фамилию Валь – избрание (нем.) – он получил после этих событий). В еврейской общине долго рассказывали о том, что за эту ночь еврейский король Польши успел издать множество указов, облегчавших евреям жизнь. Шауль Валь инициировал строительство синагоги в Бресте, позднее она была разрушена, а на её месте построена Брестская крепость.

Именно иешива рава Минца привлекла в Падую рава Меира Каценеленбогена (МаГаРаМа).

Рав Элияху Капсали так описывает иешиву Падуи тех времен: «Утром, выйдя из иешивы, где он изучал Талмуд с другим раввинами, он сидел в своем доме и преподавал Ѓалаху тем, у кого нет сил на глубокое изучение…А после трапезы в сумерки к нему приходили ученики, знающие и сильные, и он учил их Тосафот, а также богатые горожане, которые избирали себе раввина из всех раввинов города, дабы он учил их с большим прилежанием и дабы это не мешало их прочим занятиям – они учили со своими раввинами утром Ѓалаху, а когда на землю ложились вечерние тени – Тосафот.А на следующий день после молитвы рав со своими учениками, которые жили у него дома, шли в небольшое строение, расположенное во дворе Большой синагоги Падуи, которое называлось иешивой; внутри этого строения стояли стулья по кругу, и на них сидели изучающие Талмуд.

И тогда собирались все прочие раввины и учителя со своими учениками, и рав начинал задавать вопросы, и каждый отвечал на них согласно своему уровню, а после этого каждый задавал вопросы и давал на них ответы, и разрешал трудные задачи – и это называется пильпуль. А потом каждый продолжал изучать Талмуд вместе со своим напарником, великий с великим, а малый – с малым.Все это изучение было наизусть, и никто не открывал книги, ибо все знали Ѓалаху наизусть».

Рав Меир Каценеленбоген являлся первым носителем этой фамилии (со временем от нее произошла фамилия Нелин). В дословном переводе Каценеленбоген  – “локоть кошки”, название города в Германии.
Рав Меир был главой мудрецов Италии, главой иешивы, раввином Падуи. В 1554 году он был председателем сьезда раввинов Италии, что прошёл  в Ферраре.  Там были приняты важнейшие постановления, повлиявшие на устройство общинной жизни. Он был выдающимся талмудистом, его респонсы изданы вместе с респонсами его учителя р.Йехуды Минца. Для простого обывателя, не сильно посвященного в талмудическую литературу, безусловно, гораздо интереснее тот факт, что многие его потомки были очень яркими личностями, каждый по-своему. Дабы создать   рамки повествования, я позволю себе составить  своеобразный миньян. Итак, знакомьтесь с потомками  рава Меира Каценеленбогена:

  1. Меир Бар-Илан учился в иешивах литовского направления, представлял движение “Мизрахи” на седьмом Сионистском конгрессе, был противником плана “Уганда”. Репатриировавшись, поселился в Иерусалиме. Был председателем Всемирного центра Мизрахи, главным редактором газеты “Мизрахи”. Организовал и начал  издание “Талмудической энциклопедии”, организовал ученый комитет по изучению юридических вопросов государства Израиль с точки зрения еврейского религиозного права. В память о нем назван университет Бар-Илан, иешива и улицы во многих городах Израиля.
  2. Авраам Иешуа Хешель – американский раввин, один из ведущих теологов и философов ХХ века. Автор популярных книг по еврейской философии и активист движения за гражданские права. В 1938 году чудом был спасен из Гестапо, благодаря усилиям Д.Моргенштейна, получившего визы США для еврейских интеллектуалов. Почти вся его семья погибла в Холокосте. До последнего дня преподавал еврейскую этику и каббалу в Еврейской богословской семинарии. Он присутствовал на Втором Ватиканском соборе и пытался убедить Католическую церковь убрать из литургии антисемитские элементы. Хешель считал, что ни одна из религий не имеет монополию на религиозную истину.
  3. Элена (Хая) Рубинштейн – знаменитая предпринимательница, основатель косметической линии и сети магазинов. Сальвадор Дали увековечил ее в образе женщины, прикованной к скале собственным зеленым платьем. Элена первая классифицировала кожу по типам, создала первую водостойкую тушь с автоматической подзарядкой, первое в мире средство для глубокого очищения кожи, первый крем с витаминами и увлажняющий жидкий крем. Кристиан Диор называл ее “княгиней”.
  4. Макс Шур с 1929 года был личным терапевтом З.Фрейда. Он соединил два направления – психоанализ и медицину. В своих клиниках он изучал связи между физиологическими реакциями и психологическим состоянием. Свои наблюдения он описал в многочисленных книгах. Шур же выполнил последнюю просьбу Фрейда и ввел ему смертельную дозу морфина. Таким образом он прекратил страдания друга и учителя.
  5. Отто Геннрих Варбург – биохимик, физиолог, лауреат Нобелевской премии в области физиологии и медицины. Один из ведущих ученых в области цитологии ХХ века. Учувствовал в Первой мировой войне. Варбург изучал окислительно-восстановительные процессы в живой клетке, обмен веществ в раковых клетках, вопросы фотосинтеза и химии брожения. «Рак, в отличие от других заболеваний, имеет бесчисленное множество вторичных причин возникновения. Но даже для рака, есть всего одна первичная причина. Грубо говоря, первопричина рака— это замена дыхания с использованием кислорода в теле нормальной клетки на другой тип энергетики — ферментацию глюкозы» ,— цитата из лекции Отто Варбурга.
  6. Мартин Бубер – еврейский философ, теоретик сионизма. Многократно, но безуспешно номинировался на Нобелевскую премию мира и литературы. Писать про труды Бубера кратко и понятно мне не дано. Читать его, безусловно, нужно всем думающим людям. Кроме философских работ Бубер собрал хасидские притчи, которые, по его мнению, являются отдельным литературным жанром— историей, которая только и способна передать живое отношение между Я и Ты, между Б-гом и человеком.
  7. Ги де Ротшильд был бароном, банкиром, председателем совета директоров банка, командиром механизированной дивизии во время Второй Мировой войны, “музой” Стенли Кубрика для фильма “С широко закрытыми глазами”, легендой стиля.
  8. Рав Хаим бар Арье-Лейб Хальберштам (рав Хаим из Цанза, “Диврей Хаим”) в детстве, наблюдая за учениями солдат, обратил внимание на то, как старательно солдаты выполняют каждый приказ своих командиров. Мальчик подумал: если даже солдаты всеми силами стремятся выполнить приказ офицеров, то тем более и мы, евреи, составляющие воинство Владыки владык, обязаны всеми силами выполнять приказы Всевышнего. а для этого необходимо их хорошо знать. Прославился он  под именем «илуй (вундеркинд) из Тарногруда». Учился у целого ряда хасидских наставников. В 1830 году он стал раввином галицийского городка Цанза (Санца), а спустя год возглавил в Цанзе новый хасидский «двор».

Р. Хаим прославился своей благотворительной деятельностью: он отдавал все свои деньги бедным, а когда кошелек пустел, занимал новую сумму, закладывая субботний подсвечник или кубок для кидуша, а порой и свою подушку и одеяло. Поток нуждающихся не пресекался в течение всего дня, к ночи р. Хаима неизменно оставался без гроша:  все годы он жил в крайней бедности. Когда ему указывали на то, что мудрецы Талмуда запретили тратить на благотворительные нужды больше пятой части своих доходов, р. Хаим объяснял: этот запрет относится лишь к тому, кто выполняет заповедь цдаки, но тому, кто хочет искупить свои грехи и спасти душу, никакого предела не поставлено (Кдушат Цион, Ваеце). Если денег взять было решительно неоткуда, р. Хаим изыскивал иные способы помощи беднякам.

Однажды в канун шабата  после полудня  к нему пришла бедная торговка яблоками: со слезами на глазах она рассказала, что весь день простояла со своей корзиной на базарной площади и все же не сумела продать ни одного яблока – и теперь ей не на что купить еду для шабата. «Пойдем со мной!» – позвал рав Хаим. Взяв корзину из ее рук, р. Хаим стремительно направился на базар и стал выкрикивать во весь голос: «Яблоки на шабат! Евреи, яблоки на шабат!». Начался ажиотаж:  каждый почитал за честь для себя купить хотя бы одно яблоко из рук праведника. В минуту корзина опустела, рав Хаим передал деньги женщине и сказал: «Вот твоя выручка! Поспеши приготовить все необходимое для шабата!».

Рассказывают, что однажды младшая дочь попросила у него денег на новые ботинки  вместо старых, порвавшихся, но р. Хаим ей отказал. Спустя некоторое время к нему с такой же просьбой пришла дочка бедного меламеда. Р. Хаим немедленно дал ей деньги и наказал купить самые лучшие ботинки. Один из его учеников набрался смелости и спросил: «Объясните, наставник, чем Ваша дочь хуже других девушек?». Р. Хаим сказал: «Дочь раввина и в рваных ботинках будет пользоваться уважением, а вот если дочь бедняка-меламеда будет ходить в рваных ботинках, ею станут пренебрегать». Р. Хаим пользовался высочайшим авторитетом законоучителя  как в среде хасидов, так и в среде противников хасидизма. Его многочисленные респонсы собраны в книгу «Диврей Хаим» (Живые речения).

  1. Франц Теодор Райзенштейн назван в Википедии “британским композитором и пианистом немецкого происхождения”! Лишь когда пишут о его родителях, то шепотом и маленькими буквами , что семья была еврейской! Франц с детства считался вундеркиндом и сочинял. В 1934 году эмигрировал в Англию, спасаясь от нацистов. Стал профессором в Королевской академии. Всю жизнь писал музыку  и ,по мнению критика Л.Сальтера, “стоял рядом с Шостаковичем”. Написал две оперы и музыку к фильмам – “Мумия” и “Цирк ужасов”. 
  2. Карл Генрих Маркс (тот самый!) – философ, социолог, экономист, писатель, поэт, журналист, лингвист, общественный деятель. Евреем он был только по крови, но не по душе. Не понимал и не любил свой народ. Видимо, был глубоко несчастным человеком. Умер в Лондоне в 64 года без документов и гражданства. Хоронили  его самые близкие, всего десять человек. Зато потом стал “иконой” коммунизма и социализма. Деятельность человека бездуховного, даже самого талантливого, часто приводит к непредсказуемым разрушительным последствиям.

 

Вот такое разнообразное, но однозначно  талантливое потомство получилось у рава Меира из Падуи. Борцы и созидатели  каждый в своей области.

 

 

29.12.2019 / создан / в ,
Комментарии

Комментарии запрещены