Древние тайны еврейской Евпатории

Древние тайны еврейской Евпатории

Рав Йехезкель Лазар – главный раввин Крыма. Сын главного раввина России Берла Лазара, он плодотворно и успешно развивает на полуострове общинную жизнь. Мы же сегодня окунемся в далекое прошлое одного из древних крымских городов. До войны Евпатория являлась невероятно еврейским местом, но основную часть наших собратьев унесло эхо ШОА, немногим удалось выжить благодаря эвакуации. Немцы оккупировали город 31 октября 1941-го года, и началось массовое уничтожение здешних евреев.

Меня с Евпаторией связывают родственные нити, отсюда происходит мой дедушка – Михаил Ефимович Хуторянский и его старший брат, оба – ветераны войны. Их мама, Сура Давидовна Хуторянская, моя прабабушка. Она великолепно готовила, у нее часто заказывали вкуснейшие авторские торты. Несмотря на то, что сегодня наших людей в городе у Черного моря можно пересчитать по пальцам, еврейские евпаторийские реликвии, немало повидавшие на своем веку сохранились вопреки всему. Купеческая синагога (совсем недействующая) гордо встречает туристов при входе в «Старый город», а хабадская Ремесленная «Егие Капай», с настоящей Стеной Плача, повторяющей иерусалимский аналог, куда люди кладут записки с желаниями (расположенная на углу древних улиц — Караимской и Просмушкиных, на городском туристическом маршруте «Малый Иерусалим») функционирует и сейчас, привлекая активное внимание путешественников. В нее можно зайти и помолиться, приобрести различные национальные сувениры, мужчины традиционно занимают здесь первый этаж, женщины и дети – второй, при входе предлагается надеть кипу, выбранную из корзинки. «Караимские кенасы» построены в историческом сердце «детского» курорта, неподалеку от места, где встречаются улицы Интернациональная и Караева. Тут почти тысячу лет стоит Текие Дервишей, а в паре шагов начинается Караимская улица, где гости города обычно слушают экскурсии. Имеются две основные версии происхождения караимов: одна связывает их с хазарами, принявшими иудаизм, другая – с евреями. Изучение происхождения караимов осложняется отсутствием у них письменной традиции, но известно – эти люди издавна исповедовали караизм — религию, родственную иудаизму: все это до сих пор остается темой научных дискуссий. При этом еврейские молельные дома, красующиеся в центре проложенных троп, как и информацию о них в литературе и интернете, найти несложно, тогда как другие любопытные отголоски минувшей еврейской жизни пытливому исследователю следует тщательно искать самому, они невольно скрыты от прохожих в старинных дворах, изношенных, ветхих, покосившихся, часто опустевших домиках, запутанных, неосвещенных проулках, о них передают сведения из уст в уста. Об одной из таких неординарных достопримечательностей сегодня пойдет речь.

Когда окажетесь в Евпатории, обязательно загляните в старинное двухэтажное здание Дома Василия Ракова XIX-го века, что возведено на улице Революции, д. 55/2, совсем близко от него плещется море, окутывая все вокруг легкой сыростью, влажным, прибрежным ветерком. Точное время данной постройки определить невозможно, только предположить — 80–90-е годы XIX-го столетия. В дореволюционное время объект принадлежал Василию Саввовичу Ракову, бывшему столоначальнику Евпаторийского городского магистрата, председателю Евпаторийской земской управы, члену Попечительского совета Евпаторийской женской гимназии. Второй этаж легендарного дома и в наши дни является жилым, его комнаты продолжают сдаваться гражданам, а первый этаж априори

предназначался для использования в коммерческих целях — сдачи в аренду различным учреждениям, для размещения внутри объектов торговли и предприятий общественного питания.

В конце 19-го – начале 20-го века в нем располагалась таможня, до Первой мировой, затем и во время Гражданской войны – казначейство, в дальнейшем работали торговые точки, зоны общественного питания.

Мое внимание Дом Василия Ракова привлек тем, что очень многое в нем связано с известными евреями Евпатории, например в 1918-м году больных здесь принимал известный в городе зубной врач В.А. Бабель, до революции первый этаж занимал фирменный магазин – ателье по пошиву мужской одежды Якова Розенштейна, одеваться у него было тогда модно, удобно и престижно, ателье изготавливало для своих клиентов качественные, индивидуальные вещи, никогда не знало простоев, работало честно, с утра до вечера, не покладая рук, и если бы не печальные исторические события, обязательно сохранило бы свои крепкие позиции в бизнесе на более долгий срок. Еврейский дух не покинул знаменитый дом и позже, например, в годы Гражданской войны, в здании располагалось известное кафе еврейского общества «Чашка чаю». Кстати тогда, в связи с обострением «разменного голода», повсюду начали выпускать разменные боны, создала «свои деньги» и «Чашка чаю», достоинством в 50 копеек, 1, 3, 5 и 10 рублей. Выпуск собственных бон объяснялся недостатком на рынке денежных знаков, немалую роль здесь играли и экономические интересы, так как клиент, получивший «сдачу» бонами, вынужден был прийти в эту точку вновь, дабы истратить полученное, в другом месте их не принимали.

Из городских путеводителей дополнительно можно узнать, что в период НЭПа, в 1925-м году, «Чашку чаю» сменили «первоклассная кафе-кондитерская и булочная первого товарищества кондитеров», в конце 20-х годов тут работал ресторан. В предвоенное и послевоенное время на первом этаже дома снова распахнули свои двери рестораны, кафе, столовые, принадлежавшие различным ведомствам, часто менявшие названия: в 50–70-е годы – кафе «Ромашка» и столовые №1 и № 2 Евпаторийского треста ресторанов, с 80-х годов – кафе «Новинка» и «Молочное». Последнее открыто и поныне, в курортный сезон оно ежедневно собирает очереди голодных отдыхающих, но это уже совсем другая история…

IMG_20200823_184951
IMG_20200826_130001
52_big
IMG_20200823_194129
IMG_20200823_184610
IMG_20200826_125909
IMG_20200823_211418
IMG_20200826_125929
IMG_20200826_130012

 

11.09.2020 / создан / в ,
Комментарии

Комментарии запрещены