Добро пожаровать в Хаэн

Добро пожаровать в Хаэн

«A в город Хаэн, мы заедем посмотреть арабские бани»,- в ответ на эту фразу нашего замечательного гида Рафи Касимова в голове появились две мысли.  Первая:  Рафи,  зачем нам арабские бани, мы их уже сто раз видели!  Вторая: ладно, расслабимся, в жизни всегда есть место для фотографии.

Приехав с симпатичный андалусский городок, мы пошли смотреть обещанные бани, а затем, стоя на веранде музея, в котором они находятся, Рафи предложил прогуляться по еврейскому кварталу. Город моментально заиграл совершенно другими красками. Квартал оказался небольшой, на месте синагоги, как водится, церковь. Но свой след в истории евреи Хаэна оставили.

Итак, добро пожаловать в Хаэн!

haen-3Первое поселение на этом месте когда-то основали иберийцы, от них остались маловыразительные археологические находки. Позднее регион был завоеван Карфагеном. Сам Ганнибал постарался укрепить город для защиты рудников, но в 207 г. до н.э. римляне захватили город. Под римским  управлением город развивался до IV века. Начиная с V века, власть менялась достаточно регулярно: вандалов сменили вестготы, а постоянные набеги варваров и войны привели к упадку региона.

В VII веке появляется первое документальное свидетельство о существовании еврейской общины. В 612 году евреям запретили владеть рабами-христианами.

В VIII веке мусульмане захватили регион, дали городу название Яйян и построили в городе новую крепость на месте иберийских укреплений. Она укреплялась и перестраивалась до XIII века. Благодаря строительству ирригационных структур наступил “золотой век” в истории города. По всему региону были известны местные гобелены и посуда из дерева. В середине IX века город стал столицей провинции. В 910 году в нем родился Хисдай ибн Шапрут, ставший врачом и правой рукой халифа Абд ар-Рахмана III, а затем аль-Хакама II.

В XI веке начался очередной период бесконечной смены властей. Постепенно сформировалось современное название города – Яйян стал Хаэном. Ввиду близости к последнему эмирату Гранаде, город получил статус “королевства” и регулярно укреплялся.

В это время арабский географ упоминает о микве Ицхака в Хаэне. Скорее всего, она принадлежала Ицхаку ибн Шапруту, отцу Хисдая. Стены миквы были обнаружены в 2002 году.

В 1066 году губернатор Гранады в ответ на еврейское восстание разрешил сыну халифа лишить евреев Хаэна имущества. Раввин Ицхак, управлявший общиной, стал свидетелем того, как мусульманская терпимость кончилась необузданной жестокостью, когда регион был захвачен Альморавидами. Евреи бежали из Андалусии на север Испании. Восстановлен квартал был только в 1246 году.

haen-1Проповеди Висенте Феррера спровоцировали погромы. После этого еврейский квартал стал закрытым. В 1483 году в Хаэне появился суд инквизиции. Согласно записям о налогах, еврейская община насчитывала тогда около 1500 человек.

Интересная история произошла в городе в середине XV века. Наместником города тогда был Мигель Лукас де Ирансо. Все четырнадцать лет его правления у него был конфликт с местным епископом и городской элитой. И в 1473 году он был  убит в соборе.
В наказание за это король Энрике  IV приказал повесить нескольких членов городского совета прямо на окнах ратуши.

Одной из причин убийства нашего героя называли его покровительство местным евреям.  Община Хаэна была богатой и преуспевающей. Евреи жили в квартале (Баррио-де-Санта-Крус) и имели самоуправление. К управлению городом, правда, их, иноверцев, не допускали. И все у них было не плохо до эпидемии чумы 1348-1351 гг.. и экономического кризиса, который за ней последовал. Процветающие еврейские общины и успешные конверсос стали “красной тряпкой” для будущих любителей корриды. Погромы 1391, 1449 и 1473 годов привели к обнищанию еврейской общины.  В 1492 году закончилась Реконкиста, по ошибке открыли Америку и окончательно решили еврейский вопрос в Испании. Хаэн не стал исключением. У евреев был выбор: уйти в никуда или принять крещение. Крещеных, но сохранявших верность еврейской традиции, преследовала инквизиция.

В результате в XVI веке наступил затяжной кризис, усугубляемый засухами и эпидемиями. XIX – XX  вв. прошли под знаком борьбы. Перечислять все смены властей и конфликты я не буду.

Сегодня сонный провинциальный, не пуганный туристами городок производит хорошее впечатление.

Евреев в городе нет. В районе Санта-Крус, который был когда-то еврейским, знаки “Сфарад”, церковь Сан-Андреас, которая когда-то была синагогой, памятник Хисдаю ибн Шапруту. На улице Магдалены  на доме №6  изображение Звезды Давида. Когда-то здесь жил Хисдай ибн Шапрут.

Не обошлось без пикантностей: на фасаде собора, датируемого 1566 годом, и в алтаре – изображения евреев. А на улице Маэстра  того интереснее. Там произошло ЧУДО. Когда злые евреи пытались осквернить “святые дары”, на стене чудесным образом появилось распятие… Вот такие чудеса!

Да, и об арабских банях!  В них мылись и мусульмане, и христиане, и евреи. Центр дружбы народов.

haen-2Для тех, кто не знает или не помнит, кем был Хисдай ибн Шапрут, несколько фактов из биографии человека, бывшего врачом и правой рукой двух халифов.

Врач.

Хасдай ибн Шапрут открыл средство, исцеляющее от близорукости, укуса змеи, астмы и других болезней. У арабов оно называлось “аль-фарук”, у евреев  -“моиша”.

Политик.

Был дипломатическим посланником халифа для урегулирования междоусобных конфликтов,  принимал послов других государств. Однажды он встретился с внуком королевы Наварры Санчо I Толстым. Благодаря знаниям Хасдая Санчо избавился от лишнего веса, а между Кордовой и Наваррой был заключен союз.

Еврей.

Хасдай ибн Шапрут поддерживал еврейские общины. Он оказывал помощь мудрецам и поэтам. Собрал коллекцию еврейских книг. Открывал еврейские школы и академии по изучению Торы.  Когда он узнал о преследовании евреев в Южной Италии,  используя свое положение, написал письмо византийскому императору. Попытка успехом не увенчалась.

Однажды испанские евреи выкупили у пиратов рабби Моше бен Ханоха. Его знания Торы так  поразили Хасдая, что он сделал его даяном и главным раввином Кордовы. Ими была основана крупнейшая в стране иешива, ставшая международным центром Торы.

Хазары.

Однажды  Хасдай ибн Шапрут узнал о существовании иудейского царства  Хазарии. Он вступил в переписку с одним из последних его правителей Иосифом. В своем письме он описал положение испанских евреев, их стремление обрести политическую независимость. Иосиф в ответ рассказал ему историю хазарского каганата, о народах, проживающих в каганате, о принятии хазарами иудаизма. Он пригласил Хасдая посетить его и стать его советником. Хасдай отказался, так как не видел смысла в визите к хазарам, принявшим иудаизм. Вступая в переписку, он надеялся, что найдет “остатки Израиля”.

 

 

24.09.2019 / создан / в ,
Комментарии

Комментарии запрещены