Для чего нужен “недер”?

Для чего нужен “недер”?
В начале недельной главы “Матот” в Торе обсуждается правила “недеров” (обязательств, которые человек берёт на себя) и возможности их отменить.
“Недер” в этом плане – это такое обязательство, которое человек по своей воле принимает на себя. В результате этого обязательства какие-то вещи или действия, которые сами по себе не были запрещены, становятся запрещёнными для этого человека.
 
Когда человек даёт некий недер из-за желания служить Вс-вышнему и приближаться к Нему, тогда недер считается хорошим проявлением. При этом, однако, возникает вопрос: разве нам не достаточно того, что уже и так запрещено Торой? Для чего нам брать на себя дополнительные собственные запреты?
 
Этот вопрос можно задать более глубоко. Разве целью Торы и заповедей не является освящение нашей обычной будничной жизни? Когда еврей ест что-то или получает какое-то удовольствие от этого мира – он делает это ради того, чтобы у него были физические и духовные силы служить Вс-вышнему. Он, таким образом, пронизывает светом святости обычную будничную материальную сущность. И в этом исполняется основная задача творения – “сделать Вс-вышнему жилище в нижнем мире”.
 
В связи с этим, когда человек берёт на себя недер и запрещает себе вещи, которые существуют в этом мире, он, казалось бы, противоречит Торе, которая разрешила ему эти вещи, чтобы он мог освятить их и поднять на более высокий уровень, а он, наоборот – убегает от своей цели и запрещает их себе.
 
Ответ на этот вопрос скрыт в самой этой идее.
Если человек действительно находится на достаточно высоком духовном уровне – у него нет никакой причины брать на себя недеры – по вышеупомянутой причине. Поскольку у него есть возможность освятить материальную сущность и поднять её на более высокий уровень – ему нельзя убегать от этой работы и ему следует использовать материальное для служения Всевышнему. Поэтому были боли большие праведники, которые пользовались дорогими предметами, так как они знали как поднять их к святости и как их использовать для служения Творцу.
 
Однако тот, кто отошёл от прямой дороги когда занимается материальными вещами делает это не только ради служения Творцу и у него есть своё личное наслаждение от материального. Такой человек не всегда может поднять материальные вещи на духовный уровень, даже наоборот – есть возможность, что материальность, наоборот, повлияет на его собственный спуск в святости. Поэтому ему можно и даже следует использовать “недер”, чтобы охранять свой духовный уровень от падения.
 
Этот принцип объясняет также те запреты, которые установили мудрецы в течение многих поколений. В то время, когда Иерусалимский Храм существовал и его духовный свет освещал весь мир, не было нужны в дополнительных запретах. У евреев были силы справляться с материальностью этого мира и привносить в эту материальность духовный свет. Однако, когда Храм был разрушен и мир опустился на более низкий уровень – не было уверенности, что люди справятся со своей задачей, так, что мудрецам было нужно добавить дополнительные запреты.
 
В этом плане дополнительные запреты и недеры свидетельствуют о низком уровне, поскольку если бы человек был на достаточно высоком уровне – ему не нужны были бы запреты и недеры.
Именно поэтому отменить недер человеку может только тот, кто находится на более высоком духовном уровне: отец для своей дочери, мудрец, раввинский суд и т.п. Поскольку он назодится на более высокой духовной ступени – он может отменить недер того, кто находится на более низкой. Он также, тем самым, даёт силы другому подняться на более высокий уровень, чтобы не было необходимости в дополнительных запретах, а, наоборот, чтобы у человека появились силы исполнять свою миссию в этом мире и привносить святость в материальное.

 

11.07.2021 / создан / в ,
Комментарии

Комментарии запрещены