Чем мешает обувь?

Чем мешает обувь?

Споры на заседании суда, которое должно было решить судьбу женщины из Израиля, задержанной в Москве, были напряжёнными. Женщина была задержана по обвинению в нарушении закона – который она совершенно не имела в виду нарушать и суть которого не понимала. Мы ждали в коридоре у зала суда, каждый был погружён в свои мысли. Адвокат снова перечитывал документы, принесённые им с собой, переводчик поправлял галстук, а я читал Теѓилим во имя освобождения бедной женщины и скорого возвращения её в Израиль, к семье. В это время адвокат отложил документ, полез в свой престижный портфель и достал оттуда… обувную щётку. И начал начищать свои ботинки за NN долларов, которые и так блестели…

*

В недельной главе Цав мы продолжаем читать о жертвоприношениях в Мишкане, но не с точки зрения хозяина жертвы, как в прошлой главе, а с точки зрения приносящего жертву – коѓена. Далее описываются облачения коѓенов во время служения: их головные уборы, их одежды и пояса. А вот обувь не описывается! Коѓены служили в Храме босыми. Между коѓеном и полом Храма не должно было быть никакой преграды.

Когда Всевышний впервые явился Моше в несгорающем кусте, Он повелел: «Сними обувь с ног, ибо ты стоишь на святом месте». И только после этого Моше смог приблизиться и услышать слова Всевышнего, приказывавшего ему идти в Египет и освобождать евреев. Почему место откровения и место служения Всевышнему несовместимы с обувью?

Давайте подумаем: как мы ходим босиком (не по гладкому и знакомому полу квартиры, а, скажем, по пляжу или по лесной тропинке) и как мы ходим в обуви. Разница – в том, куда и как мы смотрим. При хождении босиком мы смотрим себе под ноги: нам важно, куда поставить ногу в следующий раз – не в грязь, не на камушек. При хождении в ботинках мы можем позволить себе смотреть хоть на небо, хоть в смартфон: «танки грязи не боятся!» В обуви человек может легко и незаметно наступить другому на ногу. Босой человек практически никогда так не поступит.

Когда я увидел, как адвокат начищает ботинки щёткой, которую всюду носит с собой, я подумал: знает ли он слова царя Шломо в книге Экклезиаст (Коѓелет): «И вот что видел я под солнцем: место суда – а там злодейство»? Бывает, что в суде ходят по головам слабых и виноватые попирают ногами правых. В такой суд нужно входить в тщательно начищенной обуви…

А вождь евреев или священник, приносящий жертвы от людей Всевышнему, не может позволить себе смотреть по сторонам, посвистывая. Он должен смотреть себе под ноги, внимательно следя, куда он ступает: не попирает ли он чужие права, не наступает ли он человеку на больное место, не топчет ли он чужую честь.

*

Вчера мы в радости отметили Пурим. В этот день мы выполнили важнейшую заповедь праздника – «дары беднякам». И перед Песахом, который наступит ровно через месяц, будем помнить о тех, кто ниже, о тех, кто нуждается. Нужда бывает разная: одни нуждаются в деньгах, другие – в добром слове, а третьи – во внимательном слушателе. Расходы на Песах у евреев велики, поэтому перед Песахом во всех общинах собирают «маот хитин» – так называемые «деньги на пшеницу» беднякам. В заслугу этой заповеди осуществится просьба, записанная в Торе: «Взгляни на нас из Твоего святого обиталища, с небес, и благослови Твой народ Израиль и страну, которую Ты ему даровал!»

Гут шабес
Шия

24.03.2019 / создан / в ,
Комментарии

Комментарии запрещены