25 лет дипломатических отношений между Израилем и Ватиканом

25 лет дипломатических отношений между Израилем и Ватиканом

8 июля в книжном салоне издательства «Книжники» прошел семинар, посвященный двадцатипятилетней годовщине установления дипломатических отношений между Государством Израиль и Ватиканом.

10 марта 1994 года Святой Престол и Государство Израиль завершили процедуру ратификации Фундаментального соглашения, на основании которого 15 июня того же года между ними были установлены полные дипломатические отношения. Поворотным моментом в развитии дружеских отношений между Ватиканом и Израилем стало принятие декларации Nostra aetate («В наше время»). Она была утверждена 28 октября 1965 года папой Павлом VI, в ней формулируется современное отношение церкви к нехристианским религиям. Особенно осуждается антисемитизм и его проявления в истории.

Семинар начался с приветственной речи Чрезвычайного и Полномочного Посла Государства Израиль в Российской Федерации Гарри Корена.

«Одной из важнейших линий в политике Израиля с момента образования государства был путь, направленный на обязательное сохранение в Государстве Израиль свободного доступа и возможности беспрепятственного отправления культа во всех святых местах. Израиль всегда неустанно стремился к равноправному обеспечению полной безопасности для представителей всех религиозных общин (среди которых также и христианская). Этот принцип был отражен в Декларации Независимости Израиля от 14 мая 1948 года. Процесс сближение между нашими странами усилился с началом процесса мирного урегулирования между Израилем и Палестиной в рамках Мадридской конференции (1991) и приобрел еще большую интенсивность после ослинского процесса. Причин вышеобозначенного ускорения в развитиях отношений, которое в итоге привело к подписанию Основного договора между Государством Израиль и Святым Престолом 30 декабря 1993 года, был целый ряд, – признание Израиля Организацией освобождения Палестины, прекращение существования опасений Ватикана в отношении возможного нанесения возможного урона христианским общинам в арабских странах, необходимость в юридическом и финансово-фискальном урегулировании статуса Католической Церкви и ее представителей в Святой Земле, значительное увеличение контактов в рамках процесса примирения между Католической Церковью и еврейским народом после обнародования декларации Ностра Этате в 1965 году, а также стремление Святого Престола выразить свою позицию в отношении Иерусалима и Святых мест. 15 января 1994 года были установлены полноценные дипломатические отношения между Израилем и Святым престолом, а также состоялся обмен послами между двумя государствами», – отметил господин Корен.

Затем выступил Апостольский нунций архиепископ Челестино Мильоре: «Хорошее участие, которое мы видим, представителей различных общин Москвы – и католической, и еврейской – показывает живой интерес двух общин к установлению и консолидации отношений взаимного узнавания, уважения, сотрудничества и солидарности, в интересах общего блага местного и международного сообщества. По сути, чтобы достичь социального сцепления и единства намерений со своими соседями, мы должны их узнать, а для того, чтобы понять, кто они есть, часто должны найти способ преодоления старых безосновательных предрассудков. Говорю это, также исходя из своего опыта, поскольку Апостольская Нунциатура, в которой я живу и работаю, расположена в немногих метрах от этого места, в квартале, в котором имеется значительная еврейская община и её самые важные институты, – такие как синагога, школы и престижный Еврейский музей и центр толерантности, расположенный рядом с нами. В течение всех этих лет Святой Престол и Государство Израиль продемонстрировали общую ответственность в содействии свободе религии, культа и совести, что является необходимым условием для защиты человеческого достоинства и совместной работы по преодолению антисемитизма. Исполнение этого обязательства должно быть продолжено – путём искоренения любой формы религиозной нетерпимости и через продвижение взаимопонимания между нациями, мирного сосуществования между общинами и уважения достоинства и человеческой жизни. Закончу словами Папы Франциска, сказанными год назад на Конференции об ответственности государств в борьбе с антисемитизмом. Я цитирую: «Для построения нашей истории, которая будет общей или не будет вообще, мы нуждаемся в общей памяти, живой и полной доверия, которая не должна остаться зажатой обидами, но, преодолев ночь скорби, она должна открыться к надежде «нового рассвета»».

В видеообращении Главного раввина Российской Федерации Берла Лазара говорится: «То, что две наши религии живут в мире, взаимопонимании, согласии – это действительно очень важно для любого человека. <…> Основа всех религий — это не только вера в единого Б-га, но и любовь к ближнему. Найти в нас общее, те ценности, которые универсальны и действительно нужны всем, и в особенности для подрастающего поколения. Нам надо показывать, как религия объединяет людей, потому что Б-г один, и Он Отец всех нас».

На семинаре выступили историки: Владимир Пашков (Институт Святого Фомы) с докладом «Значение Фундаментального соглашения и дипломатических отношений между Святым Престолом и Государством Израиль»; публицист и религиовед, редактор Русской страницы сайта Международного совета христиан и иудеев Юрий Табак с докладом «Этапы развития послевоенного иудейско-католического диалога»; Иван Фадеев (Институт всеобщей истории РАН) с докладом «Святой Престол и Израиль: основные вехи общей истории».

10.07.2019 / создан / в ,
Комментарии

Комментарии запрещены